Перформанс ради скандала ?
Rambler's Top100
Перформансы в Зеленограде устраивает только один художник - Алексей Звероловлев. Наша газета писала о его первом перформансе "Скандинавизация трансформаторной будки" в 1998 г. Поэтому приглашение побывать на очередном перформансе, который, по мнению художника "откроет новую страницу в творчестве", не удивило. Удивляться, однако, пришлось. "Новая страница в творчестве" открывалась своеобразно: художник заклеил двери выставочного зала "Зеленоград" красным скотчем.

         Вот как он объясняет это действие в своем письме в редакцию, названном им "Запрещенный художник" (печатается в сокращении, но с сохранением орфографии): "...Единственной целью данного перформанса являляется привлечение внимания СМИ и художественной общественности к довольно странной и неожиданной проблеме: администрация выставочного зала "Зеленоград" в лице искусствоведа Галии Сергеевны КОЛОСКОВОЙ ввела запрет на мою выставочную деятельность.
        Было заявлено, что от моих произведений, созданных в последние годы, исходит не то "черная энергия", не то "отрицательная энергия", и пока она работает в этом зале, я там больше не выставлюсь!
        Поскольку я единственный зеленоградский художник, настаивающий на своей принадлежности к современному искусству, я расцениваю этот запрет как попытку вообще избавиться от современного искусства. Действительно, после всего случившегося смешно ожидать, что выставочный зал пойдет на организацию мало-мальски продвинутой выставки. Галия Сергеевна не учла одного - современное искусство может проявлять себя не только в форме выставок.
        Я отнюдь не самый радикальный художник, и последние несколько лет я занимался встраиванием хорошо известных, вполне узнаваемых и уже музеефицированных художественных жестов в местный контекст. Моя цель - помочь художникам и публике приблизиться к пониманию того, что есть современное искусство, зачем оно нужно и какие формы оно способно принимать. Я рад, что мои усилия были отмечены столь необычным способом. Не правда ли, забавно - вроде бы мы давно добились полной свободы и меньше всего ожидаем каких-либо запретов?
        Поскольку затронут принципиальный вопрос о свободе художественного высказывания, я намерен бороться за право каждого художника выставляться в главном выставочном зале родного города. Надеюсь, мои зеленоградские коллеги меня поддержат несмотря на то, что часто мы работаем в разных стилях. Свобода нужна каждому художнику."

        Может быть, резонанс от этого поступка получил другой оттенок, если бы художник отстаивал только право на свободу творчества и право выставляться. Но он пренебрежительно высказался о деятельности выставочного зала. Хотя дважды там проходили его персональные выставки и много раз произведения входили в состав групповых.
        Вероятно, художнику следовало бы обратиться за поддержкой коллег до проведения перформанса. И тогда можно было бы спокойно разобраться в инциденте. Но, похоже, как раз этого ему и не хотелось. На собрании зеленоградских художников в процессе бурного обсуждения выдвигались разные причины его посупка: попытка настоять на том, чтобы персональная выставка Звероловлева прошла вне очереди, и устроить скандал, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Основная причина - "запрет на выставочную деятельность" - была названа большинством из них нелогичной: Звероловлев дважды выставлялся в ВЗ "Зеленоград". Тогда как у многих из них, несмотря на длительную творческую деятельность, персональных выставок в этом зале не было. Тем не менее, мысль о том, что на это существует какой-то запрет со стороны директора ВЗ, им не приходила.
        В итоге художники составили письмо (под ним подписались все присутствующие), которое было направлено в Управление культуры префектуры и в редакцию "41".
        "20 мая 2002 года Алексей Звероловлев измазал краской и оклеил скотчем двери выставочного зала "Зеленоград". Мы, художники Зеленограда, считаем его поступок хулиганской выходкой, совершенной с целью привлечь к себе внимания, а его текст   "Запрещенный художник"  оскорбительным как по отношению к сотрудникам выставочного зала, так и по отношению к художникам с отличным от Звероловлева направлением творчества.
        Мы не можем согласиться с ним в том, что низок "интеллектуальный и художественный уровень" выставок, проводимых в выставочном зале "Зеленоград". За небольшой срок своего существования этот выставочный зал провел большое число выставок не только зеленоградских, но и московских художников самых различных направлений творчества, уровень которых хотя и был разный, но его никак нельзя определить как "низкий". Кроме того, в зале за эти годы состоялось много концертов, причем некоторые из них были на высоком профессиональном уровне (например, концерты М.Тарасовой, Московского квартета им. Глинки, других профессиональных певцов и музыкантов, монтажи опер Чайковского "Евгений Онегин", "Пиковая дама", Мусоргского "Борис Годунов", Бородина "Князь Игорь" и мн. др.).
        Также не можем мы согласиться с тем, что современное искусство - это всего лишь "совокупность поставангардных художественных течений, сформировавшихся после второй мировой войны", т.к. при таком определении сразу оказывается вне искусства реалистическое направление, что и смешно и нелепо!
        Соглашаясь со Звероловлевым в том, что "свобода нужна каждому художнику", мы считаем, что доказывать свою правоту в искусстве нужно не с помощью рекламных скандалов, а своим творчеством, и такая возможность в нашем городе была ему предоставлена: у него было уже три персональные выставки, в том числе две из них прошли в выставочном зале "Зеленоград", который он сейчас презрительно называет "заурядным художественно-музыкальным салоном ближнего Подмосковья". Для молодого еще человека этого более чем достаточно, так что А.Звероловлева никак нельзя отнести к "запрещенным художникам", как бы ему этого ни хотелось".

        Директор зала Г.КОЛОСКОВА комментировать ситуацию журналисту отказалась. Собственно, за нее высказались художники. Возмутитель спокойствия наотрез отказался извиняться перед Галией Сергеевной.
                                      
  
Л. Петровская "Сорок один" №23 7 июня 2002 г.
                                      
  

Я сохранил орфографию газеты "Сорок Один", за исключением слова "перфоманс", которое я позволил себе исправить на "перформанс".



Мой ответ редакции газеты "Сорок Один":

Дорогая редакция !

Большое спасибо за публикацию, за обстоятельный и взвешенный, почти симметричный подход.

Но у меня есть несколько замечаний.

1) Жанр в котором я работаю называется "перфоРманс", это давно устоявшееся в профессиональной литературе написание. Извините, но мне не хочется за Вас краснеть показывая ксерокопии публикаций в Москве !!!

2) Вы пишете что я пренебрежительно высказался о деятельности выставочного зала. Высказался так, как она того заслуживает. Как часто деятельность выставочного зала привлекала внимание газеты "41" ? Какие выставки или концерты проводимые в выставочном зале оказывались в центре общественного внимания? Часто ли туда заезжает зеленоградское телевидение? А центральное ?

3) В письме упоминается что я измазал двери выставочного зала краской - это ложь. Остальное - некомпетентность.

Вы пишете что под письмом подписались "все присутствующие". Я знаю что это не так. Жаль что Вы не опубликовали фамилии подписавшихся, превратив это замечательное письмо в анонимку.

4) Напрасно Вы приписываете художникам право высказываться от имени Галии Сергеевны Колосковой. Если бы ей было что сказать, она бы сама высказалась. А ей и сказать нечего, потому что правда, пусть горькая, на моей стороне.

С уважением, Алексей Звероловлев.

На главную страницу
                                      
Hosted by uCoz