Алексей Звероловлев
Rambler's Top100
Алексей Звероловлев
СТО ИНСТАЛЛЯЦИЙ
живопись

Вопреки своему названию проект "Сто инсталляций" посвящен не только и не столько инсталляциям, сколько живописи. Да-да, той самой живописи о возвращении которой так много говорилось в прошлом художественном сезоне. Что бы там не диктовала мода, думаю, все согласятся с тем, что живопись далеко не самая подходящая техника для актуального искусства. Она трудоемка, требует больших физических затрат и не обладает даже десятой частью возможностей, которые предоставляют более технологичные медиа. В конце концов, это очень медленная техника, и художник, начавший работу над живописным проектом исключительно из желания поспеть за модой, рискует попасть впросак, ведь, как известно, "мода - это то, что может выйти из моды". К счастью, когда в январе 2004 года я начинал работу над проектом, то руководствовался совершенно иными соображениями. Впрочем, начало этого художественного сезона продемонстрировало, что мода на живопись все еще почему-то не проходит.
Моей задачей было посредством серии живописных произведений создать критическое, семантически многоуровневое, художественное высказывание по поводу этой несколько странной ситуации. Лежащий на поверхности message проекта - ирония по поводу стремления всегда и везде следовать за модой. Можно сказать, что серия "Сто инсталляций" была сделана от имени персонажа, на полном серьезе воспринявшего новейшие веяния в современном искусстве и пытающегося реактулизировать свои любимые, якобы "вышедшие из моды" произведения инсталляционного искусства, посредством их трансформации в более востребованную и, подумать только, - актуальную (?!), живопись.
Да только живопись эта оказывается лишенной своих привычных характеристик, таких, как оригинальность и индивидуальные особенности художественного языка. Живописное искусство, таким образом, редуцируется до трудотерапии, а ирония оказывается похороненной под огромным объемом проделанной работы (на одну небольшую картину уходило в среднем от восьми до десяти часов). Более глубокие смысловые уровни проекта таят в себе всем хорошо известные проклятые "вечные вопросы" изобразительного искусства. Но обладающий всеми признаками "искусства об искусстве" проект, тем не менее апеллирует к реальности. На концептуальном уровне - это реальность системы современного искусства, преднамеренно стимулирующей те или иные тренды, на визуальном и живописном уровне - это специфическая реальность институционального, музейного или галерейного пространства. Взаимоотношения инсталляции, выставочного пространства и, в некоторых случаях, зрителя оказываются закодированы внутри живописного произведения, в результате чего не всегда удается четко идентифицировать границы той или иной инсталляции в живописном изображении.
В некотором смысле инсталляция и живопись - диаметрально противоположенные виды изобразительного искусства, тем не менее оказывается возможной трансформация инсталляции в живопись и живописи в инсталляцию. Но что при этом происходит со смыслом произведения? Отличается ли язык инсталляции от языка живописи, и существуют ли эти языки автономно? Или это просто два диалекта языка современного искусства? В конце концов, что вообще значат медиа для художественного произведения?
На самом деле я не знаю ответов, ведь когда пишешь маслом, думать не хочется.

Алексей Звероловлев
3 октября 2004 г.

Выставка продлится до 27 февраля 2005 года.
Время работы выставки с 12 до 20 часов ежедневно.
Адрес галереи: Москва, Земляной вал, дом 14, (вход с малого Казенного переулка)
тел. 9160366, 9175454

Версия для печати

"Сто инсталляций"

на главную страницу
Hosted by uCoz