Антология "Фантасты об искусстве"
Составитель: Алексей Звероловлев

Rambler's Top100
Владимир Аренев. Нарисуйте мне рай

                          


                                                              Светлой памяти
                                                    бессмертного Флорентийца

                                     Между рассветом и закатом снова
                                     Пучина тягот, вспышек и агоний:
                                     Тебе ответит кто-то посторонний
                                     Из выцветшего зеркала ночного.
                                     Вот всё, что есть:  ничтожный  миг  без
                                     края, -
                                     И нет иного ада или рая.
                                                                 Х.Л. Борхес

     - Каким вы представляете себе рай, молодой человек?
     Он не знал. Никогда об этом не задумывался.
     Даже сейчас, лежа  на  больничной  койке,  загипсованный  от  пяток  до
подбородка, - не задумывался. Хотя, наверное, надо бы... но когда, перебегая
дорогу, увидел выскользнувшую из-за поворота "Жигулюху"  -  было  поздно,  а
теперь... теперь и вовсе ни к чему. Жив ведь; доктор сказал,  что  "помирать
вам рановато, молодой человек".
     Так зачем теперь спрашивает?
     Данька вяло махнул рукой-клешней (вся в бинтах и зудит невыносимо!):
     - Не знаю, - ответил. - Рай? Н-ну, он такой, понимаете,  в  облаках,  с
ангелами нимбастыми и с этими... с воротами. Кованая решетка, замок амбарный
и... и колючая проволока по  верху  натянута,  чтоб  кому  не  положено,  не
лазили.
     - Забавно, - доктор почесал сизоватую щетину на подбородке и  кивнул  -
больше, кажется, самому себе. - А почему именно так?
     - Какой  же  рай  без  облаков  и  ангелов?  А  проволока...  не  знаю,
представил вдруг. А вы почему спрашиваете, Михаил Яковлевич?
     - Вы ведь художник, верно? - Он перехватил Данькин огорченный взгляд на
забинтованную руку и улыбнулся: - Не переживайте,  рисовать  сможете.  Через
пару месяцев, если будете себя прилично вести и соблюдать все предписания, я
еще увижу, как вы танцуете! А насчет рая... может, когда-нибудь мы  вернемся
к этому разговору. Пока отдыхайте, набирайтесь сил.
     Он ушел, оставив после себя крепкий, чуть сладковатый  запах  табака  и
надежду, неожиданную и неуместную.
     Танцевать... С кем Данька будет танцевать через пару месяцев?..
     Медсестры сказали, что позвонили Ларисе и передали через младшего брата
насчет Даньки - мол, в больнице, но ничего серьезного.  Данька,  как  только
пришел в себя, умучил медсестер и нянечек вопросами, один раз  перезванивали
при нем, но тогда никто трубку не взял. "Да не волнуйся  ты,  -  успокаивала
Ксения Борисовна, медсестра, чем-то неуловимо похожая на Данькину маму. - Мы
и адрес заставили записать, и  повторить,  чтобы  не  ошибся.  Приедет  она,
обязательно приедет. Может, все-таки бабушке твоей сообщить?"
     Тут Данька заартачился: после смерти родителей бабуля одна его ростила,
всё пенсию копила, чтобы он смог поехать в город в художественный поступать.
Данька, конечно, и свои  сбережения  имел,  ему  б  хватило,  но  она  тогда
ухитрилась тайком в чемодан сунуть,  только  в  общаге  и  обнаружил.  Потом
присылал ей, сколько мог... но редко, стипендии едва хватало.
     В общем, если бабуля, не приведи господь,  узнает  (и  если  ее  тотчас
кондратий не хватит от переживаний), - приедет, конечно. Но с деньгами у нее
и так туго, да и чем она поможет? - только зря тревожиться будет.
     Он  объяснил  всё  Ксении  Борисовне,  и  та  пообещала  телеграмму  не
высылать. И продолжала звонить Ларе - безрезультатно. Трубку никто больше не
поднимал, сплошные долгие гудки - и думай, что хочешь.
     Тяжелее всего Даньке было по ночам: из-за сильного зуда под гипсом спал
он урывками, наполненными до краев бредом и потом.
     Данька лежал в палате один, три другие койки пустовали. Иногда  включал
радио,  но  оно  ловило  единственную  программу,   общегосударственную,   с
безумными   фольк-песнями   молодящихся   певцов-перестарков   и   суконными
новостями.  Новости  неизменно  начинались  и  заканчивались  сообщениями  о
наводнениях,  террористах  и  отравившихся  школьниках.  Зато  из   коридора
доносились другие, от "Старушек-FM": выползавшие погреться больные  скрипели
о домашних склоках, о болячках, сплетничали о медперсонале.
     - А Яковлевич-то, - шептала бабка,  похожая  на  ожившую  мумию  времен
какого-нибудь Тутмоса Минус Первого, - Яковлевич,  говорят,  опять  в  загул
собирается.
     - В отгул? - поправляла ее новенькая.
     - Не в отгул, а в загул, - со смаком кряхтела "мумия".
     Согласно "Старушкам-FM", интеллигентный с виду  Михаил  Яковлевич  имел
обыкновение примерно раз в два  месяца  пропадать  дней  на  десять.  Причем
бывало, к  нему  домой  звонили  или  наведывались  коллеги  -  и  неизменно
обнаруживали, что в квартире никого нет. Версии  ходили  по  больнице  самые
разные - от банальных запоев ("а как же! на такой работе и не  пить?..")  до
таинственной  любовницы  в  другом  городе.  Скучающий  Данька  строил  свои
предположения, даже подумывал о том, чтобы, как Ниро  Вульф,  не  выходя  из
комнаты, расследовать таинственное "дело о пропадающем докторе",  -  но  для
этого нужен был помощник, способный комнату покидать. Вот если бы Лара!..
     Ну да, всё в конце концов скатывалось к одному.  И  изучая  в  вечерней
полутьме авиабазу комаров на  потолке  (скоро,  скоро  пойдут  в  атаку!..),
Данька мучился  мыслью,  что  пока  он  отлеживает  здесь  бока,  с  Ларисой
случилось несчастье. Ночь  подсовывала  доверчивому  воображению  живописные
картины, одна ужаснее другой. Утро тоже  не  приносило  облегчения,  а  днем
Данька  проваливался  в  полусон,  покачиваясь  на  волнах  "Старушек-FM"  и
удивляясь, как комарам удается прокусывать гипс.
     Иногда ему казалось, что  во  внешнем  мире  время  отменили  -  везде,
навсегда. В палате не было часов, не было вообще ничего, что  изменялось  бы
хоть как-то, и Данька подумывал даже о робинзоновых зарубках на чем-нибудь -
на тумбочке, что ли? - когда Михаил Яковлевич исчез в  очередной  раз.  Врач
вернулся спустя девять дней,  помятый,  с  замедленным  взглядом,  -  и  вот
тогда-то завел разговор про рай.
     Данька вспомнил об этом, когда Ксения  Борисовна  снимала  гипс  с  его
руки. Вопреки просьбам, карандаш Даньке не дали, велели делать такие и сякие
упражнения для рук, остальное,  мол,  приложится.  Он  не  спорил  и  только
продолжал спрашивать про звонки Ларе.
     По-прежнему - безрезультатные.
     Спустя  какое-то  количество  завтраков-обедов-ужинов  -  и   процедур,
процедур, бесконечных, мучительных процедур! -  Даньке  разрешили  вставать.
Принесли костыли, похожие на забинтованные грязной изолентой лошадиные ноги.
Резиновые нашлепки-копыта стерлись, и когда Данька ходил, костыли стучали  -
будто колотил кулаками из гроба киношный зомби.
     Первые путешествия назывались "туда и обратно", то бишь,  от  койки  до
койки. И потом - ноющая, рвущая нервы боль в бедре и колене,  клятвы  самому
себе "пару деньков отлежаться" - а назавтра опять: от койки к  койке,  назло
всему, назло боли, назло маленькому перепуганному мальчику, который прячется
в глубинах души и умоляет о пощаде.
     Михаил Яковлевич,  видимо,  счел  Данькино  усердие  чрезмерным:  велел
выдавать больному костыли на строго определенный срок и снабдить  карандашом
с бумагой. Междукоечные прогулки сразу сократились до приемлемого минимума.
     ...Пробные наброски привели Даньку в ужас, которого он еще  никогда  не
испытывал.  Эскизы   напоминали   самозабвенное   творчество   детсадовского
воспитанника - причем из детсада для неполноценных.
     Данька свернул листок  в  трубочку  и  впредь  использовал  единственно
возможным образом: бил  комаров.  Ночью  каждый  удар  звучал  оглушительным
выстрелом и, наверное, будил больных в соседних палатах... поэтому рано  или
поздно Данька сдавался. Держась за спинки кроватей, он подбирался к  окну  и
смотрел во двор.
     В лунном свете, который лился плавленным (жара!) сырком,  двор  казался
фрагментом иного мира. Точнее - мира потустороннего, и Данька не мог  понять
одного: рая или ада? Вот смотришь: благостная картина, тишина,  кусты  вдоль
дорожек шелестят листвой... и вдруг - раздвигая ветки,  выбирается  на  свет
лунный бомж,  смесь  дворняги  и  обезьяны,  -  по-бесовски  проворно  шарит
лапищами у корней, выковыривает пустую пивную бутылку и ковыляет  с  добычей
прочь.
     Еще по дорожкам хаживали -  как  днем,  так  и  ночью  -  люди  с  виду
приличные, но какие-то  одинаковые:  в  невыносимых  по  этакой  жаре  серых
двубортных костюмах, с прилизанными  волосами  и  незапоминающимися  лицами.
Сперва Данька думал, это  один  и  тот  же  тип,  слишком  часто  навещающий
родственника. Потом заметил: "пиджачники" все-таки отличались друг от друга:
цветом волос, оттенками серости костюмов...
     Бред! Какой и положен больному - но только не такому, как Данька, а  из
тех, что в палатах на девятом этаже, где  лечат  душевные  расстройства.  Он
пару раз спрашивал о людях в пиджаках у медсестер, но те равнодушно пожимали
плечами: да многие тут шляются, и все со странностями. Они рады были  любому
разговору, который не касался звонков к Ларисе.
     Однажды  сердобольная  Ксения  Борисовна  раздобыла  где-то  мобилку  и
принесла  Даньке:  "сам  попробуй  позвонить".  Маленький  блестящий  корпус
выскальзывал из ладони куском мыла "Колобок" ("Я от бабки ушел, я от  Даньки
ушел!.."); палец промахивался или нажимал не на те клавиши.  Наконец  нужное
сочетание цифр отозвалось в  динамике  пронзительным  "пи-и-и"  -  и  чей-то
густой, как смола, голос произнес: "Алло".
     - Здравствуйте, - растерялся Данька.  -  А  Ларису...  Ларису  позовите
пожалуйста.
     - Кто спрашивает?
     - Данька. Данила Цветков.
     - Ее нет.
     И - короткие гудки.
     Разозлившись, Данька нажал на "повторный дозвон", но теперь  номер  был
занят, занят, занят...
     Он вернул мобилку Ксении Борисовне,  поблагодарил  и  лег  на  кровать,
уткнувшись носом в ядовито-зеленую стену.
     И что теперь?
     А что - "теперь"?! Мало ли кто это мог быть,  вдруг  Данька  вообще  не
туда дозвонился. Мало ли...
     До вечера вертелся с боку на бок - заснуть  не  мог,  а  упражняться  в
хромании на костылях не  хотелось.  Лежал,  вспоминал,  как  познакомился  с
Ларисой на какой-то  выставке,  куда  сперва  и  идти-то  не  собирался.  На
невысокую девчонку с  объемистой  папкой  в  руке  обратил  внимание  только
потому, что стояла она у единственной понравившейся ему  картины;  заговорил
скорее от нечего делать. И, пораженный совпадением даже не  вкусов,  -  душ?
наверное, душ... "пришибленный" ощущением, будто знал  Лару  всегда,  понял,
что так просто не уйдет отсюда. Подобный шанс дается человеку раз в жизни, и
то лишь счастливчикам и везунчикам.
     Как позже выяснилось, Лара почувствовала тогда в точности  то  же,  что
Данька. И тоже не могла вспомнить, о чем говорили - а ведь целый день гуляли
по городу, сидели в кафешках  с  пестрыми  зонтами,  катались  на  пароходе,
кормили хлебом уток...
     Они встречались уже год, пережили крупную ссору, после которой едва  не
расстались, но в последний момент Данька вспомнил ту свою  мысль  про  шанс,
который дается раз в жизни, поспешил мириться (ну и что, что первым? мужчина
он или нет?!) - и столкнулся в дверях подъезда с  Ларой.  Она  торопилась  к
нему с той же целью, оба поняли это без слов.
     Они всерьез подумывали о женитьбе, хотели снимать  квартиру  -  надоело
встречаться в общаге, где жил Данька, или у Лары, когда родители уходили  на
работу, а младший брат - в институт. Собственно, квартиру Данька уже снял  и
перевез туда свои вещи (Лара на неделю уехала к  бабушке  и  вот-вот  должна
была вернуться). Если бы не дурацкая "Жигулюха"...
     Теперь он уже не был уверен, что Лара ищет его, - и ненавидел  себя  за
эти сомнения. Но тот голос в трубке...
     В конце концов,  есть  же  какая-то  централизованная  система  поиска,
телефоны, по которым звонят, когда ищут пропавших! Почему же Лара  не  нашла
его? И что значили те слова: "Ее нет"?
     Данька уже намеренно терзал себя воспоминаниями: о совместных походах в
театр, где Лара иногда любила делиться с ним  впечатлениями  прямо  по  ходу
спектакля, - и при этом нежно щекотать ему губами ухо; вспоминал ее  спящей:
на  лице  растерянное  детское   выражение,   волосы   похожие   на   гнездо
птицы-растрепы, и розовым островком выглядывает из-под одеяла теплая  пятка;
вспоминал,  какой  пылкой  и  в  то  же  время  уязвимой  она  могла   быть;
вспоминал...
     И, как гвоздь в сердце, вбивал  в  себя  мысль:  "Всё  это  в  прошлом.
Потеряно навсегда". Не хотел верить, но заставлял сердце (стальной  стержень
впивается глубже и глубже... уже почти не больно) - заставлял привыкать.
     Привыкал.
     До вечера.
     Вечером зажег свет, и руки сами собой потянулись к бумаге с карандашом.
Данька и не заметил, что пытается  нарисовать  Ларин  портрет,  -  но  когда
увидел, что получается: уродливый, состоящий из  ломаных  линий  профиль,  -
скомкал бумагу и выбросил в окно. Белый комок  полетел  в  кусты  и  спугнул
таившегося там бомжа-бутылкодобывателя - да так и остался лежать  в  листве,
перышком ангела в асфальтовой луже.
     Назавтра в палату явился с обходом  Михаил  Яковлевич,  вернувшийся  из
очередного  загула-запоя  и  выглядевший  немного  подавленным.  Спросил   о
самочувствии, предложил Даньке прогуляться по палате, похвалил,  мол,  идете
на поправку; наконец опять завел разговор о рае.
     - А могли  бы  вы  нарисовать  ваш  рай?  С  ангелами  "нимбастыми",  с
решеткой? Но без проволоки поверху. Не карикатурный - настоящий.
     - Знаете, Михаил Яковлевич...
     - Сложно? Рука еще не разработалась? - догадался доктор. - Это  ничего,
упражняйтесь, и  навыки  постепенно  восстановятся.  Сухожилия  и  кости  не
повреждены, организм у вас крепкий - осилите.
     - Вы еще Мересьева вспомните.
     - Может, и  вспомню,  -  серьезно  отозвался  Михаил  Яковлевич.  -  Но
надеюсь, обойдемся без крайних мер. Посудите сами: где я вам медведя возьму?
Но рай, - сказал он уже от двери, как  бы  между  прочим,  -  нарисуйте.  Во
всяком случае, попробуйте. К сожалению, большинство людей вообще не способны
представить ни рая, ни ада.
     Насколько  Данька  знал,  большинство  людей  много   чего   не   могли
представить, но вряд ли сам он стал бы так переживать из-за этого: не  могут
и не могут. Данька вон до сих пор, сколько ни упражнялся, и овал-то  обычный
нарисовать не в состоянии. Какой уж тут рай!..
     В тот же день к нему в палату впервые  подселили  больного.  Массивный,
напоминавший  раненого  медведя  дядька  пролежал   недолго   и   к   вечеру
скончался... точнее, вечером, во время обхода, это обнаружила  медсестра,  а
затих он раньше. Дядьку унесли, от  него  остался  странный  запах  лимонных
леденцов и смятое белье на койке - как раз на той,  где  обычно  сиживал  по
ночам Данька.  Будто  стесняясь  потревожить  память  покойного,  он  уселся
сегодня с краю - и тут же обеими  руками  оперся  на  подоконник,  испуганно
уставившись на две фигуры под окном.
     "Пиджачники"! Данька никогда еще не видел двух сразу.
     Тем более - в компании  такого  странного  типуса:  высокого  мужика  с
коровьими рогами...  нет,  конечно,  в  рогатом  шлеме!  в  кольчуге,  буйно
бородатого и не менее буйно себя ведущего. Он вывалился из кустов,  взревел,
ворочая  массивной  головой,  и  попер  прямо  на  "пиджачников".  Те  ловко
подхватили его под белы руки и поволокли за угол корпуса.
     Даньке показалось, что была в "пиджачниках" какая-то  неправильность...
Может, в прическах? - волосы у обоих блестели, будто прилизанные,  и  только
на затылках торчало по паре прядей...
     "Пиджачники" словно учуяли Данькин взгляд: не отпуская пленного, как по
команде  обернулись,  задрали  головы  вверх.  Данька   отшатнулся   и,   не
удержавшись, рухнул на кровать, больно ударившись затылком  о  металлическую
раму.
     Когда пересилив боль и страх, он снова подкрался  к  окну,  на  дорожке
перед корпусом никого не было,  только  блестела  в  кустах  не  подобранная
бомжом бутылка.
     С того дня поток Данькиных сопалатников не иссякал. Их подселяли, чтобы
некоторое время спустя - час, полдня, сутки - унести. В морг. Одни умирали в
муках, другие отходили легко, с улыбкой на устах. Бывали дни, когда в палате
оказывались  забиты  все  койки,  иногда  Даньку   оставляли   тет-а-тет   с
единственным  больным;  он  несколько  раз  порывался  спросить   медсестер,
санитаров или Михаила  Яковлевича,  как  так  получается,  что  за  дурацкое
совпадение? - да всё забывал или не находил подходящего момента.
     К окну Данька старался больше не  приближаться,  даже  во  время  своих
возобновленных упражнений с костылями (а вскоре - уже и без  костылей).  Все
эти смерти только поначалу потрясали его, потом  -  лишь  давали  внутренний
толчок, палитру переживаний, которые он привык переносить  в  свои  картины.
Может, именно поэтому с каждым днем Данькины рисунки становились удачнее,  а
стопка портретных набросков на тумбочке росла вавилонской башней?
     Немного разъяснил происходящее один из санитаров, которые  в  очередной
раз явились  за  умершим.  "Старушки-FM"  называли  этих  обладателей  белых
халатов, волосатых ручищ и пропитых физиономий  "загребалами"  -  и  каждому
давали разухабистую кликуху:  Борода,  Кривляка,  Старик,  Клыкастый  Боров,
Рыжик, Хвостач.
     Пока коллеги грузили покойного - тощего,  как  макаронина,  мужичка,  с
виду -  типичного  бухгалтера,  Хвостач  пристроился  на  краешке  Данькиной
кровати и спросил: "Можно?", - несмело потянувшись рукой к  стопке  эскизов.
Сверху лежал портрет тощего бухгалтера.
     Хвостач  посмотрел,  тряхнул  головой  (перехваченные  черной  резинкой
патлы, причина его прозвища, закачались несвежим висельником); "А похоже", -
сказал с уважением.
     - Почему их все время ко мне приносят?
     - Кого?
     - Покойников, - отрезал Данька. - Ну, будущих... они  ж  тут  почти  не
задерживаются...
     - Так  другие  палаты  забиты,  а  грузовой  лифт  сломался,  никак  не
починят, - развел руками Хвостач. - Запарились уже  по  лестницам  бегать  с
носилками. Ну и... - он грузно вздохнул и поднялся, чтобы помочь коллегам. -
Не вешай нос, художник! - бросил уже с порога. - Тебе скоро  выписываться  -
так лови момент,  рисуй-пиши  пока.  -  Хвостач  подмигнул  и  ушел,  носком
протертой кроссовки захлопывая за собой дверь.
     "Загребала" не  соврал:  грузовой  лифт  действительно  сломался.  А  в
другой, старый, с двойными дверьми и непременной лифтершей бабой  Верой  (за
глаза называемой Вергилией), ни носилки, ни каталки по ширине не  проходили.
"Наверное, больные стали толще", - думал Данька, впервые возносясь на третий
этаж - там находились кабинеты, где отныне и  до  конца  курса  лечения  его
должны были "процедурить".
     Он мог теперь ходить без костылей, только с тростью, так что при первой
же возможности спустился  в  фойе  центрального  входа  и  купил  телефонную
карточку. Телефон на первом этаже, разумеется, был сломан, так что  пришлось
идти на второй.
     Дозвонился сразу же - но, как оказалось, ошибся номером. Попыток  через
десять понял: либо в телефоне, либо где-то на  АТС  глюк  -  каждый  раз  он
попадал не туда и всегда - к разным людям.
     "Удача любит упорных" - Данька поднялся на  третий  (телефонная  трубка
оторвана и валяется  в  углу),  четвертый  (нет  гудков),  пятый  (щель  для
карточки забита металлическим долларом, который фиг выковырнешь - а судя  по
царапинам, пытались многие)... Шестой, седьмой и восьмой этажи радовали либо
хронически короткими гудками, либо дозвоном исключительно на  автоответчики,
либо несмолкаемым "Нас не догонят!" из динамика.  Данька  нарочно  дождался,
пока песня отгремит, услышал угрожающее "А  теперь  -  реклама!"  и  повесил
трубку.
     На девятом телефона  не  было.  Лишь  на  подоконнике  валялась  смятая
газета. Данька поднял ее и  развернул:  всё  то  же  -  пожары,  наводнения,
смерчи, террористы...
     И лишь странное число в углу, о которое  спотыкается  взгляд:  25  июля
1300 года. Наверное, ошибка наборщика.
     Данька  осторожно  сложил  газету  и  оставил  там,  где  взял,  -   на
подоконнике.
     Ввергаемый лифтершей на родной первый  этаж,  он  всерьез  подумывал  о
побеге из больницы - к ближайшему телефону-автомату.
     В палате Даньку дожидался Михаил Яковлевич.
     - Присаживайтесь, молодой  человек,  -  он  отложил  в  сторону  эскиз,
который внимательно рассматривал, и сделал приглашающий жест. -  Поздравляю,
ваши успехи несомненны. Намереваетесь покинуть нас в ближайшее время?
     - А?..  -  не  совсем  вежливо  переспросил  Данька.  И   с   некоторым
запозданием прикрыл распахнувшийся  от  изумления  рот.  О  чтении  Михаилом
Яковлевичем мыслей "Старушки-FM" ничего не сообщали.
     - Не удивляйтесь, молодой человек. Все мы знаем, как вы  тревожитесь  о
своей Ларисе. И, разумеется, первым делом поспешите к ней, так?
     - Т-так.
     - Ну а я... не могу отпустить вас одного.
     - Доктор, пожалуйста!..
     Михаил Яковлевич поднял руку:
     - Одного - не могу. Но почему бы нам с вами не прогуляться вдвоем.  При
том условии, что каким бы ни  оказался  результат  поездки,  мы  вернемся  в
больницу.
     - Вы... вы что-то знаете, да?
     - Знаю. Но рассказывать вам сейчас бессмысленно; потом  -  может  быть.
Итак, согласны?
     Конечно, Данька был согласен! Предложи  ему  Михаил  Яковлевич  продать
душу - он бы и тогда согласился, подмахнул контракт не задумываясь!
     Воодушевление немного схлынуло, когда Данька и доктор,  переодевшись  в
"цивильное", вышли из  корпуса.  Оказалось,  больница  находится  где-то  за
городом,  окруженная  довольно  мрачным  хвойным  лесом;  и   до   ближайшей
автобусной остановки...
     Повезло: Михаил Яковлевич напросился в одну из карет  "скорой  помощи",
как раз отправлявшуюся на  вызов,  и  под  восторженное  "вау!"  сирены  они
помчались в город.
     Их высадили всего в квартале он Лариного дома.
     Только Лара там уже не жила.
     - Дык давно съехали, - разводил руками старичок на лавке у подъезда.  -
Считай, месяца два как, ага. Всей семейкой.
     - А вместо них какой-то крутень вселился, - добавляли пацаны,  сидевшие
неподалеку. - Как вселился, так его никто и не видел. Наверное,  на  Канарах
баб тискает, а может, грохнули его...
     - Я найду, - тихо сказал  Данька,  когда  они  с  Михаилом  Яковлевичем
вернулись в больницу, в опостылевшую палату с пачкой рисунков на тумбочке. -
Я обязательно ее найду. Должны быть способы... Мало ли, почему...
     - Не найдете, молодой человек, - устало вздохнул доктор. -  Я  объясню,
почему, если пообещаете внимательно выслушать и постараетесь поверить.
     - Во что?
     - В ад. И в рай. В общем-то, названия не играют роли,  это  всего  лишь
ярлыки, этикетки. Так мы называем дом домом, хотя каждый  представляет  свой
дом, и дом лондонца 19 века будет отличаться от дома киевлянина века 21-го.
     - Я не понимаю...
     - Постарайтесь, молодой человек.  Начните  с  главного:  та  авария,  в
которую вы попали, закончилась для вас плачевно. Я бы даже сказал: летально.
Вы умерли.
     - Весело, - отозвался Данька. - А больница и вы мне  снитесь,  да?  Или
это мой последний миг перед смертью, растянувшийся на несколько  месяцев?  Я
читал когда-то похожий рассказ: там мужика самосвалом сбило, и он  тоже  вот
так...
     - Не так, - мягко, но настойчиво покачал головой Михаил Яковлевич. - Вы
умерли - окончательно, бесповоротно. И находитесь в мире мертвых... одном из
миров.
     - В раю? - с горькой насмешкой уточнил Данька. - Или все-таки в аду?
     - Я же говорю, таблички. Каждый получает лишь то, на что способен.
     - Вы хотели сказать, "чего достоин"?
     - Нет, на что способен. Все  дело  в  воображении,  -  для  наглядности
доктор постучал себя согнутым пальцем по лбу.  -  Вспомните:  издревле  люди
верили во всякого рода  вальгаллы,  аиды  и  прочие  края  вечной  охоты.  А
воображение, молодой человек, великая вещь. Каждый по  смерти  получает  то,
чего  ожидал.  Древний  викинг?  -  отправляйся  в  Вальгаллу,  пировать   с
собратьями по оружию. Истовый христианин? - вот тебе Рай, Ад или  Чистилище.
Где уже поджидают единоверцы,  чьими  совместными  усилиями  и  созданы  эти
локальные мирки.
     - И в каждом - Бог, Сатана, какой-нибудь гадостный Гадес, да?
     - Да. С полным набором  соответствующих  возможностей  -  но  только  в
пределах данного локуса. Точно так же в живой клетке есть ядро, митохондрии,
рибосомы и прочие составляющие - которые  влияют  на  внутреннее  содержание
клетки, но никак не способны (разве что  опосредованно)  влиять  на  другие,
даже ближайшие.
     - Красиво придумано, - признал Данька. - Но при чем тут я?  С  чего  вы
вообще взяли, что я умер и вокруг - загробный мир?
     - Две причины. Первая: потому что я - я, молодой человек,  -  мертв.  И
знаю это совершенно точно. Вторая:  ваша  Лариса.  ...Ну-ну,  не  торопитесь
злиться и опровергать, я объясню все по порядку. Откуда знаю, что я умер? Да
потому что  проделываю  это  каждые  несколько  месяцев,  силясь  вырваться,
убежать отсюда. И всегда возвращаюсь обратно. -  Он  потер  пальцами  глаза,
сильно  надавливая  на  веки,  как  будто  хотел  по  капле  выжать   оттуда
картинки-воспоминания.  -  Режу  себе  вены,  или  лезу  в  петлю,  или  еще
что-нибудь  выдумываю.  Вроде  даже  умираю!   Испытываю   настоящую   боль,
проваливаюсь в темное ничто... а потом прихожу в себя там же - здесь же -  в
прежнем теле, в собственной квартире. Только девять  дней  спустя.  Забавно,
да? Выходит, мне выписан билет в один конец, сюда. И  вернуться  или  просто
уйти - никак. - Доктор поднял блестящие, словно пуговицы, глаза на Даньку: -
Я внятно объясняю? Нет? Ничего, скоро поймете.
     Михаил Яковлевич поднялся с койки и стал  ходить  от  окна  к  двери  и
обратно, будто тигр в узкой клетке бродячего цирка. В темноте несколько  раз
натыкался  на  спинки  кроватей  и  табуреты,  но  не  замечал  и  продолжал
вышагивать.
     "Как одержимый", - подумал Данька.
     - Каждый получает ту загробную жизнь, которую  способен  вообразить.  А
если - не способен?! Или способен почти такую же, которой жил  раньше?  Если
всю жизнь человека убеждали, что никакой другой, кроме той,  реальной,  нет,
не было и не будет? Вот! - воскликнул доктор, обводя рукой палату, - вот наш
ад и рай, един в  двух  лицах!  Именно  таким  я  его  себе  и  представлял:
тягостное  бытие,  абсурдное,  бессмысленное,  как  метания   землемера   из
кафкианского  "Замка".  Погибшие  насильственной   смертью   просыпаются   в
больнице,  заснувшие  в  своей  постели  -  просыпаются  в  ней  же,   чтобы
продолжать, как ни в чем не бывало, жить. Или, точнее, не-жить.
     - А те, кто все-таки умирает? - решил подыграть ему Данька.
     - Не знаю, - развел руками Михаил Яковлевич, и видно было, что незнание
это мучает его сильнее всего. - Наверное, попадают в другой мир... ад, рай -
называйте как хотите. Мне-то ни разу не удалось уйти. Наверное,  не  хватает
воображения. Я перечитал не одну сотню книг о загробной жизни - уже здесь, в
местной библиотеке. Но я не верю ни в одну из историй, я не могу представить
рая, который бы устраивал меня, который приняло бы мое  воображение.  Может,
потому, что книги эти - тоже плод воображения, причем людей таких же, как  и
я? А вы, Даниил, другой. Вы - художник. У вас  может  получиться.  Нарисуйте
мне рай!
     "Он сумасшедший, - понял Данька. - И как таким позволяют лечить других?
Он же псих!"
     - Ну ладно, - пообещал он доктору. - Я попытаюсь.
     - Вы не верите мне, - произнес тот  с  горечью.  -  Ну...  ну  как  мне
доказать?.. Вот, - воскликнул он, стоя  у  окна  и  яростно  маша  рукой,  -
посмотрите, скорее!
     "Он что, хочет меня из окна вытолкнуть?"
     - Видите тех двух людей в пиджаках?
     - Д-да... Они тут часто... нет, не эти, но похожие...
     - Так локус поддерживает гомеостаз.
     - Что?
     - Вы замечали за такими людьми какие-нибудь странности? Кроме того, что
они очень часто появляются рядом с больницей?
     - Вообще-то замечал. - Данька вспомнил, как двое "пиджачников"  сцапали
бородача в рогатом шлеме. - Загадочные личности.
     - Они  не  личности,  -  уточнил  Михаил  Яковлевич.   -   Они   рычаги
гомеостазной регуляции данного локуса, - и, перехватив непонимающий  Данькин
взгляд, пояснил: -  Гомеостаз  -  это  динамическое  равновесие,  в  котором
пребывают все сложные структуры:  организмы  ли,  механические  ли  системы.
Ошибки случаются всегда,  и  чем  сложнее  система  -  тем  чаще.  Допустим,
правоверный мусульманин оказывается в нашем "атеистическом" аду-раю - а  это
уже  непорядок.  И  тогда  локус  выпускает  эти  вот  псевдоподии,  точнее,
псевдолюдии,  маскирующиеся  поведением  под  людей,  чтобы  не  потревожить
местных обитателей, - выпускает и вышвыривает мусульманина куда следует. Как
организм, отторгающий предмет инородного происхождения.  А  потом  втягивает
щупальца обратно, до следующей необходимости.
     - А Лариса? Ее тоже... отторгли?
     - Нет, с ней и намного проще,  и  намного  сложнее.  Она  скорее  всего
по-прежнему жива, и поэтому здесь вы ее никогда не найдете.
     - А как же другие люди, которые,  как  вы  говорите,  засыпают  там,  а
просыпаются здесь? У них же тоже были в прежней жизни друзья, знакомые...
     - Не знаю, - сдался Михаил Яковлевич.  -  В  каждом  случае,  наверное,
локус компенсирует расхождение разными путями. В моем, например,  оказалось,
что все родственники попросту исчезли, как ваша  Лариса.  А  кое-кому  локус
выдает на-гора искусственных как-бы-знакомых или подчищает память покойного.
И... - он запнулся и замолчал.
     - Договаривайте, - попросил  Данька.  Перед  глазами  плясала  дата  на
газете с подоконника.
     "Чем сложнее система, тем чаще случаются ошибки". И  "наше  воображение
способно воздействовать на локус" - хотя этого, кажется, доктор не говорил.
     - Наше   воображение,   -   сказал   Михаил   Яковлевич,   -   способно
воздействовать на  локус.  В  первую  очередь  -  на  то,  как  пространство
"обходится" с нами. Тот, кто - возможно, подсознательно  -  ожидал  в  своем
посмертии воздаяния за грехи, получает соответствующие  муки.  Не  банальные
сковородки, Коцит или смолу - в конце концов, физические страдания  -  самые
примитивные, к ним рано или поздно привыкаешь. Нет,  здесь  муки  "заточены"
под каждого индивидуально. - Он замолчал, а Данька подумал, чем же "угощает"
Михаила Яковлевича его персональный ад. Подумал, но спрашивать не решился. -
Ваша Лариса, - слова давались доктору нелегко, словно он произносил приговор
тяжело больному, - ваша Лариса, я думаю,  это  и  есть  ваши  индивидуальные
муки. Точнее, не она сама, а то, что вы ее  будете  искать,  но  никогда  не
найдете. Иначе локус не оставил бы вам надежды. И отобрал что-нибудь другое:
ноги, руки, возможность рисовать.
     - Но почему?!.. почему именно она?!
     Михаил Яковлевич не стал отвечать, присел на краешек  кровати  и  повел
сутулыми плечами.
     - Не огорчайтесь, - попросил. - В конце концов, она жива - где-то  там.
А локус в лучшем  случае  подарил  бы  вам  эрзац,  подделку,  куклу  -  да,
говорящую, внешне ничем не отличающуюся от вашей любимой, - но куклу.
     - Я вам не верю, - прошептал Данька. - Не верю! Вы псих! Вы... вас надо
в больницу!..
     - Я уже в больнице, - невесело усмехнулся доктор. -  Знаю,  поверить  в
то, что я рассказал вам, нелегко. Я давно уже не решался  никому...  просто,
молодой человек, я увидел в вас надежду. Не только для себя. Подумайте:  что
происходит  с  теми,  кто  умирает  здесь,  куда  они  попадают?  Ведь   они
по-прежнему не верят в лучшую жизнь по ту сторону смерти. Их воображение  не
способно породить ничего, даже близко похожего на то, во что  они  могли  бы
поверить. Я прошу вас: нарисуйте рай. Не сейчас,  не  здесь  -  когда-нибудь
потом, но нарисуйте. Так, чтобы каждый, увидев, поверил.
     Он ушел - и, словно только и ждало  этого  момента,  включилось  радио.
Сообщило: "...ранняя версия  известной  песни",  -  и,  зашипев,  взорвалось
хриплым голосом:

     - ...так в миру повелось: всех застреленных балуют раем!
     А оттуда - землей: береженого Бог бережет!

     На  полуслове  радио  подавилось  помехами,   по-человечески   протяжно
вздохнуло и затихло.
     - Псих... - прошептал Данька, качая головой и глядя в запертую дверь  -
как в спину доктору. - Псих!
     И заплакал.

                                   * * *

     Через пару недель его выписали из больницы.  Квартира,  которую  Данька
снял, встретила пылью и прячущимися по щелям тараканами. Он заплатил наперед
за несколько месяцев - неудивительно, что хозяева визитами не тревожили.
     В общаге никого не было: лето, ребята разъехались. Данька  наведался  к
бабуле, убедился, что с ней все в  порядке,  и  поспешил  обратно  в  город.
Искать Лару.
     С чего начать? С новых хозяев ее квартиры -  в  ЖЭКе  наверняка  должны
знать имя и фамилию вселившихся.
     И Данька пошел в атаку: сперва на ЖЭК, где  поймать  нужного  чиновника
было нелегко, а вызнать у него что-нибудь - и того сложнее.
     Он вел наступление по нескольким  фронтам:  искал  выходы  на  грузовой
фургон с рекламной надписью "Доставка грузов",  который  увез  Ларису  и  ее
семью в неизвестном направлении; нащупывал  возможные  ниточки  к  нынешнему
владельцу Лариной квартиры. Ниточки дразнили:  рвались,  уводили  в  никуда,
свивались в петли... но как только  Данька  впадал  в  отчаяние,  появлялась
новая надежда, и он со свежими силами бросался в бой.
     Лето неожиданно закончилось,  а  он  вдруг  обнаружил,  что  рука  сама
тянется к  кисти,  кисть  -  к  купленному  еще  до  аварии,  да  так  и  не
пользованному холсту.
     Подрабатывал пейзажными миниатюрами,  которые  продавал  в  подземке  у
Площади Независимости, а для себя рисовал... разное. Но не рай: зачем?
     В безумный бред Михаила Яковлевича Данька не верил. Тогда, в  больнице,
почти "купился" на  постзапойные  фантазии  странного  доктора;  хотя,  если
задуматься, что тут странного? Работа у человека такая, нервы  нужно  как-то
расслаблять,  вот  Михаил  Яковлевич  и  расслабляет:  раз  в   два   месяца
отгул-запой, сопровождаемый логичной  и  цельной  чушью  в  духе  эзотериков
нашего времени.
     А аргументация, конечно, никакой критики не выдерживает - если  подойти
к ней непредвзято. Мало ли какие  самоубийства  с  последующим  воскрешением
привидятся пьяному доктору. А люди в  пиджаках  -  вообще  ерунда!  Людей  в
пиджаках Данька видел часто. Равно как и в футболках, джинсовых рубашках и в
плащах. Ну и что?
     Благополучно позабыв о  докторовых  бреднях,  Данька  продолжал  искать
Ларису. Друзья по художественному помогали, чем могли, - и не только в этом,
но и вообще вернуться к жизни. На какие-то средства  Даньке  все-таки  нужно
было жить и рисовать, а не, как  выразился  Леша  Косарь,  строить  из  себя
Эркюля Холмса.
     Потом неожиданно умерла бабуля.  Добрые  соседки  скинулись  и  послали
Даньке телеграмму, так что домой он приехал на  следующий  день.  Оказалось,
бабушка все эти годы бережливо копила деньги на собственные  похороны  и  на
безбедную жизнь внучка. Хватило - и на  то,  и  на  другое.  А  еще  Данька,
послушавшись совета Косаря, продал дом  и  купил  себе  небольшую,  но  свою
квартиру, как раз рядом с той, которую снимал.
     - Думаешь, приедет, - сказал, как обвинил, Леша. И добавил,  перехватив
Данькин взгляд: - Да, в общем, прав ты. Конечно, приедет. Куда денется.
     И больше на эту тему не заговаривал.
     Вскоре у Даньки и первая выставка состоялась. Прошла удачно,  некоторые
картины  продались,  критики  отозвались  доброжелательно,   а   главное   -
совершенно случайно Даньке  познакомился  с  одним  из  руководителей  фирмы
"Доставка грузов".
     - Узнаем, - пообещал тот. -  Только  скажите,  какого  числа  и  откуда
переезжали. - Оказывая услугу молодому и  талантливому  художнику,  директор
считал, что тем самым приобщается к высокому искусству.
     Вот числа-то Данька и не знал. То есть, знал, что уехали они в  тот  же
день, когда он попал в аварию, - но когда это случилось?! - не помнил.
     ...Автобусы за город ходили каждые полчаса. Он впихнулся в  выстуженное
нутро, уселся в углу и таращился в лес за окном, точнее, в то, что  заменило
лес - новостройки, толпившиеся вокруг залитых в бетонные берега озер, -  как
верблюды у корыт, до краев заполненных мутной водой. Которая  все  равно  на
вес золота, ибо вокруг - пустыня.
     Пустыня!
     А где же лес? И где - больница?!
     - Снесли, - сказала тетка-киоскерша из стеклянного окошечка-дупла.  Еще
и по-совиному взблеснула очками. - Сперва отгрохали новый корпус, а потом уж
снесли старый. Давно, год, что ли? ну, полгода точно, как с землей сравняли.
Эй, парень, а тебе зачем?..
     Растерянный, Данька побрел к остановке. Может, спрашивал  он  себя,  ты
ошибся, перепутал, не туда поехал? Но дорогу, по которой их с доктором везла
"скорая помощь", он помнил хорошо.
     Рядом с  остановкой  самозабвенно  копался  в  урне  бомж.  Не  обращая
внимания на надкусанный банан, презрев новенькие перчатки и вязаную шапочку,
он упорно выковыривал из мусорных недр  обыкновенную  бутылку  из-под  пива.
Пустую.
     Словно ощутив на себе чужой взгляд, лохмач обернулся и подмигнул Даньке
изумрудным глазом.
     - О-от она, красавица. Бутылюшечка моя, душечка загубленная, - бормотал
бомж, баюкая на  руках  бутылку.  -  Закуклилась,  застеклилась...  этикетка
старая, мешает же! - выкрикнул он с болью и горечью. - А я тебя, родимую,  в
очистилище, там тебя отмоют, бумажку отклеят и по-новой, на следующий  круг,
как положено. Ах ты моя... А мне -  копеечку  за  тебя.  Копеечку  за  тебя,
копеечку за других - глядишь, так и сам на билет накоплю. В рай...  ха-ха!..
райцентр, где... ха-ха!.. батя мой ждет-дожидает блудного сына.
     Бомж сунул бутылку в карман и,  повернувшись  к  Даньке,  сказал  вдруг
четким и ясным голосом:
     - Ну, дай, сколько не жалко, не жмоться. Глядишь, и зачтется.
     Данька выскреб из кармана всю мелочь и сунул бомжу в твердую, будто  из
кости, ладонь.
     Всю дорогу  до  города  он  убеждал  себя,  что  -  совпадения,  просто
чудовищные совпадения!.. С людьми и не такое бывает.
     А память назойливым лотошником подсовывала одно и  то  же:  разговор  с
Михаилом Яковлевичем. "Которого, кстати, тоже теперь неясно, где искать",  -
подумал Данька.
     И еще подумал: прав, наверное, был  Леша,  когда  отмалчивался.  Лариса
уехала и вряд ли вернется, если уж не вернулась до сих пор.
     Махни рукой и не делай из мухи слона.
     Но махнуть - рука не поднималась.
     "...растерянное детское выражение на  лице,  волосы  похожи  на  гнездо
птицы-растрепы,  и  розовым  островком  выглядывает  из-под  одеяла   теплая
пятка..."
     Сказать себе "забудь" можно.
     Забыть - никак!..
     На  предложение  отпраздновать  именины  Косаря  Данька   отозвался   с
воодушевлением. Развеяться - это именно то, что ему сейчас нужно.
     К утру, проснувшись в чужой  квартире,  он  с  трудом  вспоминал,  как,
собственно, развеивался. Не вспомнил. Только билась  в  голове  одна  мысль,
прорвавшаяся сквозь заградотряды здравого смысла и не желавшая сдаваться без
боя (вот и билась, гадина!): "А если доктор не врал?"
     "Какой доктор?" - пискнул было здравый смысл - и тут же скис.
     Ясно ведь, какой.
     Который утверждал, что ты мертв, а Лара  жива.  Который  говорил,  что,
возможно, умершие здесь вновь возвращаются туда  (где  Лара  -  жива!).  Тот
самый доктор, который просил нарисовать ему рай.
     Сейчас Данька точно знал, как должен выглядеть его, Данькин, рай.
     "...не хватает воображения. Поэтому, когда они умирают, и попадают..."
     - У меня хватит воображения!  -  сказал  Данька  квартире,  обнаруживая
вдруг, что никакая  она  не  чужая,  а  его  собственная,  просто  не  узнал
спросонья.
     А раз своя, решай: бритва? прыжок  из  окна?  фен  в  теплую  ванну?  И
вернешься к Ларе.
     Если доктор не врал.
     Дверь разметала эти мыслишки оглушительным звонком.
     Неужели  "пиджачники"?  Механизм  гомеостатической   регуляции   локуса
завертелся и грозит стереть тебя в порошок шестеренками-"шестерками"?
     - Вам письмо, - холодно произнесла почтальонша, стараясь не смотреть на
Данькину помятую физиономию и зажатую в  правой  руке  "опасную"  бритву.  -
Распишитесь.
     Обратного адреса на конверте не было, но Данька сразу понял, от кого.
     "Даже самая совершенная система дает сбои, - писал Михаил Яковлевич.  -
И если письмо попало к Вам, молодой человек, значит, на этот раз нам с  Вами
повезло. Мне - чуть больше, ибо я уже там, где бы это "там" ни было.
     Вы читаете письмо, и значит, я умер - по-настоящему,  отжив  положенный
срок. Я решил покончить с самоубийствами, понял, что  это  не  выход.  Понял
совершенно случайно: в тот вечер,  когда  я  рассказал  Вам  всё,  по  радио
услышал песню с такими строками: "Убиенных щадят, отпевают и балуют раем!"
     Убиенных, а не тех, кто сам накладывает  на  себя  руки!  Полагаю,  что
каждый должен отбыть положенный ему срок и не  спешить  уйти  -  и  неважно,
какой смертью человек умрет: убьют  его  или  настигнет  старость.  Я  готов
принять любой из вариантов, принять безропотно.
     Я не знаю, что ждет меня по ту сторону. В этом мы не слишком отличаемся
от  себя-прежних,  да,  наверное,  и  от  себя  всегдашних.  Иначе  было  бы
неинтересно... жить - там, здесь, всегда и везде. Актер, постоянно помнящий,
чем заканчивается пьеса, играет вполсилы.
     Вам дан великий талант, молодой человек. И Вам дана жизнь. Так играйте,
пишите и живите от всей души!
     И... нарисуйте все-таки рай, ладно? Хотя бы для себя.
     Искренне Ваш,
     М.Я. ... ".
     Фамилия была написана неразборчиво.
     - Бред, - прошептал Данька. - Полный бред!
     И улыбнулся, закусив губу.

     * * *

     Из газет:
     "Социологи отмечают небывалый за последнее десятилетие  демографический
спад.  Смертность  давно  уже  превысила  рождаемость.  "Если  ситуация   не
изменится, - говорит известный ученый Христофор Авраамович Рон,  -  скоро  в
этом мире люди вымрут, как вид".
     Впрочем,  другие  специалисты  утверждают,  что   особых   причин   для
беспокойства нет".
     И чуть ниже:
     "Вчера, в возрасте пятидесяти шести лет скончался  известный  художник,
Даниил Олегович Цветков. Его полотна известны во  всем  мире  и  стали,  как
говорят искусствоведы, новым словом в живописи нашего  времени.  Для  многих
картины Д.О. Цветкова были словно отдушиной, окном в иную реальность.
     Последняя из них, "Возвращение в Рай" (см. фото),  над  которой  Даниил
Олегович работал несколько десятков лет, была закончена  буквально  за  пару
дней до смерти. Как утверждают дети и вдова  покойного,  первые  наброски  к
картине Даниил Олегович сделал еще в студенческие годы, в одной из городских
больниц, куда попал после несчастного случая. Наброски лиц больных,  которых
он  наблюдал  там,  сохранились  и  переданы  семьей   в   столичный   Музей
современного искусства. Именно  эти  эскизы  стали  прообразами  изображений
пришедших к райским воротам душ.
     Загадочная история связана с женской фигурой,  которая  по  ту  сторону
врат встречает  пришедших.  По  словам  вдовы  покойного,  именно  над  этим
персонажем Даниил Олегович бился столько лет.  Долгое  время  у  женщины  на
картине не было лица, и лишь накануне смерти гениальному  художнику  удалось
изобразить его.
     На вопрос нашего  корреспондента,  знает  ли  г-жа  Цветкова,  кто  был
прототипом прекрасной дамы Рая, вдова ответила, что..."
     Здесь  лист  оборван.  Чуть  выше,  рядом  с  номером  страницы   четко
проступает какая-то несусветная дата: 14 сентября 1321 года.
     Наверняка - ошибка наборщика.


     Internet: puziy@faust.kiev.ua, http://puziy.faust.net.ua 
     Тел. (044)-440-54-95
     (c) Владимир АРЕНЕВ, 2002


--------------------------------------------------------------------
Данное художественное  произведение  распространяется  в электронной
форме с ведома и согласия владельца авторских прав на некоммерческой
основе при условии сохранения  целостности  и  неизменности  текста,
включая  сохранение  настоящего   уведомления.   Любое  коммерческое
использование  настоящего  текста  без  ведома  и  прямого  согласия
владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
--------------------------------------------------------------------



Текст взят с сайта http://rusf.ru

на главную    антология "Фантасты об искусстве"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz