Алексей Звероловлев
Тяжелые дни для любителей искусства
Rambler's Top100
Перформанс. Зеленоград, Центральный проспект, окрестности автобусной остановки "Детский мир".
26 сентября 2002 года 13.00 - 13.12

       "Тяжелые дни для любителей искусства" - очередной перформанс из серии "Двенадцать зеленоградских перформансов".
       Серия была задумана с целью обогатить и разнообразить местную культурную ситуацию, расширить диапазон представлений о существующих формах изобразительного искусства, испытать гибкость общества, его восприимчивость к нестандартным формам коммуникации, к которым относится актуальное искусство. Как и следовало ожидать, проведение уличных перформансов оказалось гораздо более эффективным и динамичным способом взаимодействия с социумом, чем проведение традиционных, в институциональном смысле, выставок актуального искусства.
       Ранее в этой серии были проведены перформансы "Скандинавизация трансформаторной будки" (1998 г.), "Враги уничтожили подсолнухи" (2001 г.), "Запрещенный художник" (2002 г.), которые вызывали разнообразную реакцию: от благожелательно-нейтральной в 1998 г. до скандальной в 2002 г. Столь же разнообразной была и тематика перформансов: от неошаманства в 1998 г. и границ коммуникации в 2001 г. до институциональной критики в мае 2002 г.
       Перформанс "Тяжелые дни для любителей искусства" (название для перформанса позаимствовано из одного зеленоградского издания) будет посвящен как ироничной критике обывательских представлений об изобразительном искусстве, так и рефлексии на тему современной культурной ситуации, в которой нахождение общего языка с рядовым зрителем по-прежнему остается непростой, а часто и невыполнимой, задачей.



       Все эти слова не что иное, как пресс-релиз, распространенный среди зеленоградских СМИ за день до перформанса. Далее вашему вниманию предлагается краткий отчет о том, что произошло на самом деле 26 сентября 2002 года в 13.00 в самом центре города.

         Итак, при небольшом скоплении зрителей, в основном представителей творческой и технической интеллигенции, в том числе, сотрудников зеленоградского музея, я достал из сумки восемь небольших картинок , стилизованных под различные варианты салонной живописи. К каждой картинке была заранее прикреплена веревка длиной примерно 1.5 метра. Свободные концы веревок я привязал к кроссовкам и к талии. Затем, взяв номер "Художественного Журнала", целиком посвященный великому советскому перформансисту Андрею Монастырскому, я двинулся в путь.

         Сосредоточенно вглядываясь в замысловатый и весьма наукообразный текст, я осторожно передвигал ноги, чувствуя, как за мной тащятся живописные произведения. Постепенно я стал привыкать к этой непривычной обузе и вскоре перешел на свой нормальный шаг. Пришедшие на перформанс зрители шествовали параллельным курсом, случайные прохожие шептали друг другу: "Наверное, это какая-то акция!!!" Пассажиры проезжающих мимо автобусов удивленно смотрели в окна. Я пытался ни на кого не обращать внимания, делая вид, что читаю. Немного не дойдя до магазина "Океан", я сделал плавный разворот и пошел в обратном направлении.

         Постепенно веревки, к которым были прикреплены картинки, начали перетираться об асфальт. Четыре картинки отвалились одна за другой. С чувством глубокого удовлетворения я отметил, что идти стало значительно легче. Зрители перформанса с радостью подбирали, столь редкие в последнее время, живописные произведения зеленоградского перформансиста.

         Так я ходил то туда, то обратно, а зрители ходили вслед за мной в ожидании развязки. Время от времени я беспокойно поглядывал назад, ожидая что веревки будут перетираться и дальше. Но как назло, картинки наползли друг на друга каким-то хитрым образом и веревки не перетирались!!!
       Честно говоря, я довольно долго обдумывал концовку перформанса, но так и не смог прийти к какому-либо решению. Все, что произошло дальше, было чистой импровизацией.

         Желая форсировать события, я ускорил шаг. Потом перешел на бег. Картины громыхали по асфальту, а я по-прежнему делал вид, что читаю "Художественный Журнал" прямо на бегу!!! Когда я делал очередной разворот, связку картинок лихо заносило то в одну, то в другую сторону.

         В конце концов, случилось то, что должно было случиться: веревки с картинками запутались вокруг моих ног, и я чуть не рухнул. Тогда с диким воплем: "Искусство, искусство, проклятое искусство!!! Отвяжись от меня, чтоб было тебе пусто!!!" - я распинал ногами во все стороны оставшиеся картины (при этом у меня задралась правая штанина), порвал веревки, и зашвырнул подальше "Художественный Журнал".
       Момент, когда "Художественный Журнал" коснулся земли, я предложил собравшимся считать временем окончания перформанса.

вернуться к списку перформансов
 
Hosted by uCoz