Алексей Звероловлев
День рождения Джексона Поллока
Rambler's Top100
Перформанс.
Зеленоград, окрестности автобусной остановки "Детский мир" 28 января 2003 г. начало перформанса в 13.00, продолжительность 15 - 20 минут.

   Материалы и реквизит для перформанса:

Лист бумаги 2.07 х 3.60 - 1 шт.
Акрил - 7 литров
Консервные банки на веревочках - 3 шт.
Блины от гантелей - 4 шт.
Пресс-релизы - 28 шт.
Шампанское - 6 бутылок
Водка - 1 бутылка
Художник Звероловлев - 1 шт.

         Идея перформанса была проста: попробовать изобразить Джексона Поллока за работой, и таким образом, столкнуть очень провинциальный зеленоградский контекст с классикой модернизма и актуальным искусством одновременно.
         Разумеется, Поллок давно уже находится за пределами актуальности, зато экспансия современного искусства в провинцию актуальна как никогда.
         Недавно мне попалась статья Кристиана Болтански в одном из старых ХЖ, где он пишет о том, что в первую очередь важно стать художником на своей улице. Примерно так я и строю свое творчество.

         Итак, Джексон Поллок за работой. Относительно недавно вышел художественный фильм о Поллоке. К своему стыду я его до сих пор не видел. Но все и так понятно: много краски, большая картина (каюсь, 2 х 3.5 метра - мелковато для Поллока, будем считать это миниатюрой) и разбрызгивать, поливать, расплескивать. Результат гарантирован.

         Вот я и бегал вокруг листа бумаги, поливая его краской из бутылочек и консервных баночек на веревках.

         Постепенно мое произведение становилось все больше и больше похоже на творение безумного Джека. Пришедшие на перформанс зрители, попивая шампанское, наблюдали за происходящим.

         И вот получен идеальный результат - вылитое произведение Джексона Поллока, только маленькое.
         В этот момент мне бы и завершить свои поллокообразности, но у меня оставалось еще слишком много краски, в угаре перформанса я просто не смог остановиться.

         Важной составляющей перформанса была аппеляция к тяжелой алкоголической зависимости великого художника.

         Когда у меня наконец-то закончилась краска, все увидели конечный результат: сизо-буро-фиолетовая лужа на асфальте под которой не было видно бумаги. Стоит ли говорить о том, что Поллок здесь не ночевал? Впрочем, мало кто из присутствующих видел работы Поллока и понял как я облажался.
         Потом, один художник, посмотрев фотографии, сказал мне что получилось похоже на Чюрлениса. Надеюсь он пошутил.


зеленоградская пресса о перформансе

Пресс-релиз:

         Выбор дат, юбилеев и годовщин в качестве поводов для официальных празднований и всевозможных торжественных мероприятий позволяет судить о культурных и идеологических предпочтениях власти, о расстановке определенных акцентов в выборе национальных приоритетов. При этом значимые в рамках выбранной референтной группы (арт-сообщество) даты, как правило, остаются незамеченными властью. Как следствие, в условиях отсутствия масс-медиальной стимуляции, эти даты зачастую остаются незамеченными и самим арт-сообществом. Вместе с тем день рождения любого крупного культурного деятеля может служить отличным поводом для проведения арт-фестиваля, выставки, художественной акции или перформанса. За последние несколько лет по описанной схеме действительно был реализован ряд художественных инициатив.
         В рамках зеленоградского культурного контекста мне показалось важным напомнить о великом и неповторимом Джексоне Поллоке, пусть его искусство и кажется сейчас безнадежно старомодным. Наиболее адекватным способом для такого напоминания является проведение перформанса, ведь манера создания Поллоком живописных произведений была близка к перформансу и хэппенингу.
         Я без преувеличения могу назвать Джексона Поллока одним из своих творческих отцов. Поэтому предлагаемый вашему вниманию перформанс - это не только напоминание о последнем великом модернисте, но и экскурс в мое собственное прошлое, возвращение к корням, к счастливому следованию бессознательным творческим импульсам.
         В процессе перформанса будет продемонстрирована попытка создания большого живописного произведения с использованием методов, приемов и привычек, присущих Джексону Поллоку.


P.S. Это пятый перформанс из серии "Двенадцать зеленоградских перформансов". Инъектирование, имплантирование и инвестирование современного искусства в зеленоградский культурный контекст продолжается !!!


Джексон Поллок (Jackson Pollock)

         Настоящее имя - Пол Поллок. Американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Родился 28 января 1912 г. в городке Коуди (шт. Вайоминг). В 1929 г. он приехал в Нью-Йорк учиться живописи у известного американского художника Томаса Харта Бентона. В конце 1930-х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. После периода экспериментов к 1943 г. Поллок выработал свою индивидуальную, абстрактную манеру живописи; в том же году в Нью-Йорке была организована его первая персональная выставка. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо.
         С 1947 г. Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. Вместо того, чтобы писать кистью, он расплескивал краски или лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки. Также Поллок использовал "дриппинг" - позаимствованный им у Макса Эрнста прием: в консервную банку с проделанными в ее дне отверстиями наливалась краска, после чего художник размахивал привязанной на веревке банкой над поверхностью холста. Именно в это время он получил прозвище Jack Dripper - Джек Каплеметатель (по аналогии с Jack Ripper - Джек Потрошитель).
         Джексон Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. 11 августа 1956 г. Джексон Поллок, давно страдавший от тяжелой алкогольной зависимости, погиб в автокатастрофе.

вернуться к списку перформансов
Hosted by uCoz