Алексей Звероловлев
Атеистическая проповедь Rambler's Top100

Перформанс. Ижевск. 6 июня 2003 года, 20.10 - 21.10 Творческая дача Анфима Ханыкова.

Перформанс был проведен при активной помощи и поддержке моих ижевских коллег - Анфима Ханыкова, Ангелины Виригиной и Романа Постникова. Спасибо, ребята!!!

Фото - Романа Постникова


Концепция

         Насильственное насаждение атеизма в советское время привело к тому, к чему и должно было привести. После экономического, идеологического, морального и политического краха Советского Союза, маятник качнулся в противоположенную сторону.
         Коммунисты - вчерашний интеллектуальный и идеологический оплот атеизма, сейчас совсем другие люди. Они с легкостью идут на сближение с приверженцами религиозного мировоззрения, в частности, с представителями православия. Пожалуй, первой вехой на пути этого сближения стали слова, сказанные на заре перестройки Михаилом Сергеевичем Горбачевым, о том, что "Христос был первым коммунистом".
         Те же самые коммунисты, сокрушающиеся сейчас по поводу утраты нашей страной научного потенциала, в то же самое время забывают о том, что в основе научного мировоззрения и научной методологии лежит как раз атеизм. Очевидно, что после предания гласности преступлений советского режима против верующих и православной культуры сама идея атеизма подвергается активному вытеснению из общественного сознания. В начале XXI века быть неверующим и открыто заявлять об этом - значит бросать вызов обществу.
         В процессе перформанса будут зачитаны фрагменты текста* по истории атеизма, начиная с рабовладельческих времен до двадцатого века. При помощи особой художественной организации пространства будет предпринята предельно корректная попытка создать новый, возвышенный образ атеизма как идеологии, опирающейся на разум и способности человека.

*) "Настольная книга атеиста" С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др. под редакцией академика С.Д. Сказкина
Москва, Издательство политической литературы, 1987 г.


         На небольшом овальном столе, накрытом черным ситцем, было расставлено более сотни свечей. Горящие свечи, по моей идее, должны были символизировать свет разума и настроить зрителей на возвышенный лад. (Кстати, как мне удалось выяснить при помощи сайта znatok.ru, в контексте православного богослужения "Чистый воск означает чистоту и не скверность людей, его приносящих; мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение и очищение огнем Божественной любви.")
 
         При помощи нескольких зрителей, я зажег свечи и "проповедь" началась.

 
         Ну-с, пожалуй я начну с атеизма в рабовладельческом обществе:

         Истоки атеизма относятся к той далекой поре истории, когда развитие общественно-производственной практики впервые позволило накопить относительно большой объем знаний, а создание письменности дало возможность ускорить их накопление и совершенствование. С другой стороны, это была эпоха, когда впервые эксплуататорский строй предоставил немногочисленному меньшинству людей возможность заниматься политической, художественной, научной деятельностью, возложив на большинство всю тяжесть рабского физического труда. В тот период в противоположность представлениям, где подлинное знание тонуло в массе мифологических, фантастических преданий и поэтических образов, зарождается система знаний о природе, о людях и их сознании, о законах, которым подчинены мир и мышление... далее

 
         Теперь перейдем к атеизму в Древней Греции:

         В Древней Греции первые попытки научно-материалистически осмыслить окружающий мир предприняли философы милетской школы (VII - VI вв. до н. э.) - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они стремились объяснить мир из него самого, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам. Милетцы внесли очень ценный вклад в науки - в математику, астрономию, физику, биологию.
         Гераклит (ок. 540 - 480), Эмпедокл (ок. 490 - 430), Анаксагор (500 - 428) разделяли и развивали дальше взгляд милетцев, согласно которому вселенная существует вечно, не создана богами и управляется не ими, а естественной закономерностью... далее

 
         Постепенно, при помощи монотонного чтения, мне удалось погрузить в транс часть зрителей. Некоторые заснули прямо на полу.

         Тем временем я продолжал: Сейчас мы перескочим через значительный исторический отрезок и перейдем к естественнонаучному атеизму.

         XIX столетие было ознаменовано целым рядом смелых выступлений выдающихся ученых-естествоиспытателей о несовместимости религии с научным миропониманием.
         Среди естественнонаучных открытий, сделанных во второй половине XIX в., особую роль в разоблачении несостоятельности религиозных мифов сыграло учение Чарлза Дарвина (1809-1882) о естественной эволюции животных видов и происхождении человека. Оно наносило сокрушительный удар по библейским сказаниям о сотворении человека богом. Дарвинизм был исторической, "смертью Адама". Сам Дарвин отдавал себе отчет в крамольном с точки зрения церковных догматов характере своих открытий... далее

 
         Примерно в таком же стиле я познакомил собравшихся с
современным немарксистским атеизмом и с
атеизмом основоположников марксизма

 
         Перформанс продолжался около часа.

         Окончательно измученные зрители с облегчением проводили меня вежливыми аплодисментами, а потом все почему-то кинулись к столу - мять пальцами теплый воск.


Публикации о перформансе:
"Атеистический перформанс" - Андрей Коновал "День" №24 12 июня 2003 г.
"Проповедник атеизма" - Игорь Мухин "МК в Ижевске" 11 - 18 июня 2003 г.

вернуться к списку перформансов
Hosted by uCoz