Темным вечером в самый загадочный день в году - Хэллоуин - на бульваре Гоголя (около музыкального училища) разгорался костер. Наверняка кучка людей, окружившая странное пламя и дружно хлебавшая из пластиковых стаканчиков, вызывала у обывателя недоверие и даже страх. Если бы не журналисты с камерами и долетавшие до ушей прохожих вполне русские слова, компания могла бы сойти за сектантов, учавствующих в жертвоприношении. На самом деле эта версия частично оказалась бы правдивой: жертва была. Только несколько в другом понимании. Современные ижевские художники во главе со своим радикальным коллегой из московской области проводили очередной перформанс: сожжение Старого во имя Нового. Во всяком случае так это виделось не посвященным во все тонкости происходящего журналистам. Невинной жертвой была выбрана книга "Сто художников ХХ века" (издательство "Урал Ltd", 1999 г.) Сценарий банальный: книгу, всю без остатка, должен сожрать огонь, желательно вместе с деревянной подставкой. В чем же смысл уничтожения? Московский инициатор перформанса Алексей Звероловлев делает большие глаза, когда ему намекают на кощунственную подоплеку такого сожжения. "Мы вовсе не варвары, - обижается художник, - и прекрасно понимаем, что если вот так, хотя бы символично, уничтожить прошлое в искусстве то и будущего не будет. Новое не создашь, отказываясь от того, что было до тебя. Поэтому и смысл перформанса другой. Мы убираем некачественное и безграмотное". Оказывается, ребята решили побыть в роли санитаров: в книжке опечатки почти на каждой странице - к такому безнравственному отношению к читателю применимы только самые радикальные меры. Поэтому выход один - книжке не быть. По правде говоря, такое объяснение не очень меня убедило. Если во всем виноват наборщик, который, возможно, начал свой рабочий день после бодуна, при большом желании нужно разбираться конкретно с ним, а не лишать человечество нескольких сот страниц драгоценной бумаги. Необдуманно и все-таки варварски. И еще неуважительно по отношению к именам в этой книге. Кстати, "Сто художников..." горели вяло, приходилось подливать бензин и греться жидкостью из стаканчиков, чтобы совсем не околеть, пока дождешься конца. Конец книге пришел за двадцать минут, причем деревянная подставка осталась цела. Чем не преминул воспользоваться Звероловлев: сунул подставку под мышку и больше не расставался с ней. Сказал, память об Ижевске. Дарья Чернова "Комсомольская правда. Ижевск" ноябрь 2002 г. Посмотреть фоторепортаж о перформансе На главную страницу |