Деревянная Европа
Rambler's Top100
Евро. Образ объединенной Европы в актуальном искусстве

Есть такой условный жанр - "выставка художника". В том смысле, что художник организовал выставку из работ других художников, выступив в роли куратора и автора концепции. Обычно такие экспозиции делаются не по строгим правилам профессиональной этики, а по свободным законам человеческой дружбы. Приятели и знакомые куратора, а также знакомые знакомых приносят у кого что есть. Работы обычно заранее не обговариваются и не отвергаются. Выставка в итоге напоминает милый, но совершенно необязательный междусобойчик.
         "Евро", придуманная художниками Игнатом Данильцевым и Алексеем Звероловлевым, выглядит именно так. Виной чему не только кураторы, но и зал Сахаровского центра - тесный куб с некрашеными кирпичными стенами. Более полусотни участников выставки для этого пространства - количество катастрофическое. Грубый кирпичный фон принижает не только живопись и фотографию, но даже отвязные объекты. И это первое впечатление от выставки разительно контрастирует с ее темой - Европой как предметом художественной рефлексии. В сопроводительном тексте мелькают слова "евроремонт", "евростандарт", "европарламент". А налицо какая-то коммуналка. Артбарак и артбардак.
         Начинаешь представлять - вот собрались наши мужики в какой-то хибаре, сидят и всерьез размышляют о Европе: "Дык, как же она там, родимая, етить твою?" И подобное патриотическое настроение все больше усиливается, когда начинаешь разглядывать экспонаты выставки. Лучшие из них подпадают как раз вот под это "етить твою". Владимир Архипов, собиратель коллекции народного дизайна (бытовых предметов, от великой нужды и неизбывного дефицита сделанных из подручных материалов), соорудил инсталляцию "ЕвРоссия" - кружок из семи стандартных офисных стульев, к которому присоседился самодельный кособокий стул-табуретка. Андрей Филиппов и Василий Флоренский, скрестив прорубившего окно в Европу Петра I и революционера Чернышевского, вырезали на огромном деревянном щите призыв "К топору зовите Русь!" и подпись "Петр". Щит крив и занозист, буквы косы и неровны. Александр Кузнецов и Александр Петрелли создали чудную инсталляцию "Фанера над Парижем" - лист фанеры, зависший над крохотной моделькой Эйфелевой башни.
         И вот понимаешь, что и в самом деле нет лучшего места для таких древесно-стружечных размышлений о России и Европе, чем Сахаровский центр с его выставочным казематом. Далекие от народа диссиденты-правозащитники сами были похожи на мужиков, заховавшихся в овине и рассуждающих о вечных ценностях. Теперь почетный овин перешел к актуальным художникам, мечтающим об общем признании, но вынужденным до сих пор вариться в собственном закисшем соку. Приходится думать о "евростандарте", разглядывая звезды сквозь щели в стене.
         Об этом и основной сюжет выставки, сложившийся сам собой. А может, и благодаря стараниям Данильцева с Звероловлевым.

Александр Панов. "Еженедельный Журнал" №27 16 июля 2002 г.
Публикация на сайте осуществлена с любезного разрешения редакции

На главную страницу
                                      
Hosted by uCoz