Гуд бай, Европа, где я не буду никогда
Rambler's Top100
         Актуальное искусство чувствует себя обязанным высказываться на актуальные темы. Кураторы и художники Игнат Данильцев и Алексей Звероловлев собрали своих коллег в Центре имени Сахарова и призвали их высказаться на тему евро.

         Для европейцев новая валюта - евро - до сих пор остается штукой непривычной и отчасти коварной. "Я никак не могу понять, сколько я на самом деле трачу денег, - жаловалась мне моя французская подруга. - Кажется, что мало, да и деньги какие-то ненастоящие, как фантики, а в результате просаживаешь в три раза больше, чем в привычных франках".
         Русским художникам, представившим свои работы в Сахаровском центре, евро, судя по всему, также кажется этаким фантиком, фрагментом еще не наступившей реальности. Да и сама где-то там объединяющаяся Европа вновь отступает в сферу ирреального, сказочного, фантазматического. Никакого политически ангажированного или хотя бы политически грамотного искусства. На выставке в Сахаровском центре нет даже дежурного антиглобализма. Европа вновь стала сказочной страной, в которой никто вроде как и не побывал. В лучшем случае Европа - это коряво написанные маршруты на кустарных рекламах провинциальных турагентств, которые фотографирует Сергей Борисов. Неужели кто-то всерьез может верить в то, что он действительно окажется в этой "Классической Италии от 590 у. е.", выведенной хромыми буквами на заборе? Не менее условным оказывается и путешествие Антона Литвина - прекрасные европейские ландшафты проносятся на экране телевизора, примостившегося на переднем сиденье припаркованной у дверей музея машины.
         В Европу нельзя поехать - в нее можно только играть, нарезав из оберточной бумаги и разрисовав цветным карандашом денежки-фантики. А шенгенскую визу можно вышить шелком, как это делает Наталья Агафонова. Ведь мы-то знаем, что на самом деле все дальние страны - воображаемые. Мусульманский проект АЕС здесь утратил всю свою политнекорректную провокативность и оказался чистой фантастикой: в придуманных странах вполне может быть и Нотр-Дам с минаретами.
         Кому здесь и вправду есть дело до этой далекой Европы? Куда увлекательнее поразмышлять на вечные темы России и Запада, поиграть в любимые аллегории. Леонид Тишков рисует аватары России-даблоида. Налево, на Запад закрутится - в свастику превратится. Закрутится направо, на Восток - Инь и Янь получится. Чеслав Мерк создает трэшевую фэнтези - за круглым столом пируют останки величайших властителей Европы - Гитлер, Наполеон, Александр Македонский, Цезарь и кто там еще, собранные из веточек, коряг и прочего трухлявого мусора.
         Европа - это всего лишь аллегория, забывшая, что именно она призвана символизировать. Вот, например, "Изображение карикатуры Кукрыниксов", выполненное Юрием Альбертом - безрукая Венера-Европа на спине быка - американского империалиста в неизменном цилиндре. А вот "Развращение Европы" Алексея Политова - Европа-садомазохистка, бритая наголо и в черной коже, кокетливо сжимающая в руках палочку-лошадку с выпиленной из фанеры головой Зевса-быка. А вот еще "Европа-домохозяйка" Алены Мартыновой - большая и бесформенная тряпично-бумажная кукла перед целым стадом игрушечных коров, развешивающая, как белье на просушку, свежепостиранные "евро"-простыни.
         "Европа" на выставке в Сахаровском центре - такая же расплывчатая и неопределенная, как и "Родина" на Форуме художественных инициатив в Малом Манеже. Тематические выставки напоминают игру в ассоциации. Кто-то при слове "евро" думает о деньгах. Кто-то - об античности, как Петр Караченцов. Кто-то, как всегда, о компьютерной клавиатуре, как Александр Стоцкий. Наверху на клавишах написано "EURO". Внизу - "АЗИЯ". Чтобы снять непримиримые противоречия, достаточно привычно нажать Shift+Ctrl. Кто-то вспоминает "прорубить окно в Европу", как Андрей Филиппов и Василий Флоренский - вот они и выставляют глухие доски в раме с надписью "К топору зовите Русь. Петр Первый".
         Вроде бы актуальная тема рассыпается на анекдоты. Выставка в Сахаровском центре дышит каким-то ностальгически перестроечным простодушным инфантилизмом. И отвязно-самопальная эстетика заставляет вспомнить какое-нибудь "арт-бля". И треп за политику отдает наивным энтузиазмом митингов на Пушке. И в Европе никто еще не был, и Запад-West ассоциируется с сортом только что появившихся в ларьках немецких сигарет. Test the West! Кто его знает, каким он окажется, этот "Запад".

Ирина Кулик. "iностранец" №26 23 июля 2002 г.

На главную страницу
                                      
Hosted by uCoz