3 сентября в Зеленоградском историко-краеведческом музее открылась выставка молодого, но вполне известного художника, представителя современного актуального искусства Алексея ЗВЕРОЛОВЛЕВА. Это имя хорошо известно не только адептам современной культуры, но и обычным горожанам - прежде всего, по публикациям в "41", связанным с перформансами художника. Таких художественных акций проведено уже 7 из 12 запланированных. Последняя имела название "Сокровища родной земли" и представляла собой эколого-художественный поиск загаженных (я не шучу) собаками и людьми мест на территории 10-го мкрн. Найти экскременты там и сям, как можно догадаться, труда не составило. Алексей фиксировал их местонахождение с помощью специально изготовленного знака наподобие автодорожного - стилизованное изображение фекалий в красном треугольнике. Проведя перформанс, художник заметил: "Самое интересное - это реакция зрителей. Один, увидев из своей машины, как я вбиваю очередной знак рядом с очередной какашкой, с обидой в голосе сказал: "Лучше бы вы собачью площадку отремонтировали. Вы видели, в каком она состоянии?". Без комментариев. Нынешняя выставка в ГЗИКМ носит название "Эндосперм" (не подумайте чего, это биологический термин, означающий запасающую ткань семени растений) и с первого непосвящённого взгляда действительно похожа на некое биологическое исследование. Актуальное искусство, однако, не так прямолинейно. Присмотревшись к инсталляциям, графическим и фотообъектам, замечаешь, что естественнонаучная тема - лишь метафора раннего творчества художника и повод для его же "ревизии". Алексей Звероловлев представил на выставке список всех своих работ начиная с 1989-го - числом более 1,5 тыс.: детские рисунки, сюрреалистическую графику и коллажи первой половины 90-х, а также произведения "нулевых" годов, такие как "Труды академика Звездоловлева" или "Фекальные практики". Вообще, встречаются примечательные названия в серии графики Rara Avis: "Тетракрыл подмосковный", "Пузырчатник глазастый", "Хронокрыл несчастливый" и прочие артефактные насекомые. Инсталляция "Проросшие стулья" (2003). Картина "Мистическая селенология" (1995). И даже "Фекальные практики" (2002). В общем, не скучно, а напротив, весьма занимательно. Видимо, это почувствовали и посетившие открытие выставки известные зеленоградские художники, в их числе были Е. ЦЕГЛОВ и В. ЧЕФРАНОВ. Правда, в их словах, обращённых к автору и всем присутствующим, прозвучал странный акцент на экологической теме выставки: художники восприняли экспозицию Звероловлева как своего рода призыв к "охране окружающей среды". Между тем, сам художник в релизе к своей выставке отмечает "странность псевдонаучной темы как непременного атрибута моей художественной деятельности", формы актуального искусства могут эпатировать или оставлять в весёлом недоумении, но суть его - именно в разном восприятии разными людьми. В данном случае интересны и сама выставка, и тот факт, что состоялась она в сугубо академичном историко-краеведческом музее. Благодарность за этот примечательный шаг навстречу современным художественным практикам - директору музея Т.ВИЗБУЛ, а также его сотрудникам. Выставка открыта для посетителей до 30 сентября. "Сорок один" №36 11 сентября 2003 г. On-line версия выставки На главную страницу |