Корреспондент Среды.ОРГ с головой окунулся в атмосферу Третьего международного фестиваля "Стой! Кто идет?" и попытался понять, что же это такое - современное молодое искусство. ...Вернисаж в Московском музее современного искусства подходит к концу. Залы вот-вот закроют. Две смотрительницы считают и записывают экспонаты. - У меня получилось 11, - говорит одна. - А как ты считала?- спрашивает вторая. - 18 картин и 2 компьютера? - при этом кивает в сторону двух мультимедийных станций, на которых демонстрировались электронные проекты. - Их тоже надо считать? Но это не экспонаты!.. - Ну: пиши "18 + 2"! После таких подслушанных диалогов понимаешь, что современные художники умеют озадачить: если не во время, то после выставки, если не зрителей, то сотрудников музея. Разные непростые вопросы: "Можно ли назвать компьютер с файлами произведением искусства или хотя бы экспонатом?" - часто приходят на ум на каждой выставке молодежного искусства. В частности, на Третьем международном фестивале "Стой! Кто идет?". В рамках этого биеннале, рассчитанного почти на месяц, запланировано более десятка мероприятий: видеоинсталляций, выставок, перформансов, круглых столов, концертов с участием молодых российских и зарубежных авторов. Основные задачи, поставленные организатором - Государственным Центром современного искусства - помочь малоизвестным художникам проявить свои способности и дать возможность оказаться замеченными широкой публикой, журналистами, искусствоведами, арт-менеджерами. Для того чтобы выявить основные тенденции, ожидаемые на фестивале, была организована выставка с соответствующим "наблюдательным" названием - "Preview" - "предварительный просмотр". В этой экспозиции, проходившей в Центре современного искусства М'АРС, было представлено множество непохожих друг на друга инсталляций. Конечно, нельзя сказать, что все выставленное здесь было квинтэссенцией молодежного искусства современности, но некоторые тенденции наметились весьма явственно. Первое, что бросилось в глаза - относительная поверхностность идей, вложенных в произведения. Типичный пример - композиция Алексея Звероловлева, представляющая собой пространную серию коробок от компакт-дисков с фотографиями самых разных людей, отражающими, по словам автора, некую "модель коммуникации". Именно так - модель коммуникации, а, скажем, не витрины музыкального магазина. В этом, как и во многих других случаях на фестивале, улавливается характерное быстрое угасание ассоциативных рядов. Еще одна черта - неуемная гигантомания: инсталляции не ограничены ни размером, ни числом составляющих элементов (к примеру, в инсталляции Натальи Зинцовой "Марина" используется просто невероятное количество пар обуви, расставленных на полу). Другое событие, стартовавшее уже в ГЦСИ и названное организаторами центральным, - экспозиция "Взаимодействие". Следуя логике названия, "экспонаты" подобрали смело: тут и видеоинсталляции совершенно иррационального содержания (в частности, процесс "подстригания" лисьей шапки на голове манекена в работе Анны Ермолаевой), и работы, построенные на взаимодействии тонкого концептуализма и впечатляющего чувственного воздействия (например, в экспонатах широко представленного на этой выставке "Коллектива 69001"). Но молодежная эстетика может быть таковой, только если ей присущ соответствующий размах. Участникам предоставили выставочный зал "ПRОЕКТ_FАRБИКА" - настоящую территорию свободы. Здесь 1 ноября в некогда бывшем цехе Московской фабрики технических бумаг открылся проект "Gesamt(kunst)werk", полностью посвященный разнообразным формам видеоарта. Более половины площади здесь занимает видеоинсталляция Маркуса Бертуха под "честным" названием "Enormousroom" (что можно перевести неологизмом "громаднаякомната"), проецирующаяся сразу на три экрана. По-своему привлекательна работа Людмилы Констанитновой "Есть некоторые вещи. Которые не подходят друг другу, но ничего с этим не поделаешь". Видеоинсталляция воспроизводит ускоренную съемку длительной сцены сна девушки, когда-то спавшей прямо в этом зале "Фабрики" на матрасе, лежащим тут же на полу рядом с проекционым экраном. Отвечая на вопрос, откуда взялось столь необычное название, художница попутно раскрывает "секрет" своей работы: наволочка слишком мала для подушки, а пододеяльник несоизмеримо больше одеяла. Однако же автор не говорит о том, что наиболее несовместимы в данном случае настоящий матрас и его изображения, и с этим действительно нельзя ничего поделать. Тут вспоминаются слова французского философа Жоржа Батая, некогда сказанные им о Гегеле: "Он не догадывался, насколько был прав". То же и с молодым искусством: зачастую автор умудряется создать нечто сложное и глубокое, сам не сознавая этого. А 3 ноября "ПRОЕКТ_FАRБИКА" во время концерта рок-коллектива "Князь Владимир" превратился в пространство свободы, абсолютно ничем не ограниченной. Музыканты посвятили свое выступление не только музыке, но и экспериментам в столь в популярном на фестивале жанре видеоарта, поэзии (так, один из участников группы прочитал перед началом концерта собственное стихотворение, полностью состоящее из чисел, что, кстати, не ново, хотя и весьма оригинально), перформанса (другой участник на протяжении всего выступления непрерывно перед публикой делал зарядку...). Притягательную картину безудержной свободы дополнила возможность придти в выставочный зал с пивом, а окурки тушить об стену или не тушить вовсе, если пришлось бы чересчур далеко идти до стоящего у входа колоритного мусорного ведра... Несколько более утонченная атмосфера китча поддерживалась в церетелиевском Московском музее современного искусства на экспозиции проектов "Ностальгическое путешествие", "Европа строится" и "Памяти Руссо". Здесь особенно впечатляли образцы компьютерного дизайна с изображениями старинных итальянских картин, внутрь которых помещены образы более позднего времени - конечно же, образы Москвы, самые яркие, хотя и сделанные в черно-белом варианте: Храм Василия Блаженного, Большой театр, башни Кремля. Это можно было бы назвать гротеском, если бы не отсутствовал присущий гротеску эмоциональный заряд. Столь заметную легкомысленность молодежного искусства можно попытаться объяснить тем, что в нем нет социально-политических стимулов, во многом определивших, например, творчество предшественников - соцартистов или современных концептуалистов (отчасти, в противовес последним, по-видимому, и был задуман фестиваль), что нет ностальгического сарказма по поводу перестройки или берлинской стены. Впрочем, этот "взрослый" пафос без остатка развевает выставка в рамках "Интернационал" в зале "Мансарда" ГЦСИ, посвященная широкой социально-политической проблематике. Этот последний проект показал, что искусство на фестивале "Стой! Кто идет?" очень многогранно. В свете этого не совсем понятно, почему оно выглядит иногда НЕ концептуальным или мало эстетическим. Ответ, по-видимому, в том, что глубина есть, но просто авторы пока что не всегда до конца осознают, насколько они правы в своем творчестве. Владислав Карелин "среда.орг" №83 7 ноября 2005 г. Оригинал публикации Обсуждение публикации в ЖЖ фоторепортаж об инсталляции На главную страницу |