В начале мая в нашем краеведческом музее состоялась выставка актуального искусства "Фальстарт". - Как вы решились на это? - спрашиваю у главного хранителя музейных фондов ЗГИКМ Веры БЕЛЯЕВОЙ. - Решиться на то, о чем не знаешь, просто. А решиться повторно, когда уже знаешь, сложнее! - ответила она. ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС? Заходишь в зал, и на первый взгляд там все как всегда: экспонаты в рамочках... Ан нет! Что-то тебя цепляет. Что? К стенке приклеены ватные шарики: розовые и голубые. Смешно. Как в детском саду. А в витрине лежит тетрадочка в косую линейку. А на ней написано: тетрадь для работ по квантовой механике. Сначала в ней неуверенной детской рукой вписаны крючочки и палочки, а потом они постепенно превращаются... в уравнения квантовой механики. Посреди зала свисает с потолка пустая рамка. В зале сидят детки (целый класс) и смотрят фильм про Зеленоград. Пока я дивлюсь на этот доморощенный перформанс, подходит идейный организатор выставки Алексей Звероловлев. - Думала, что Зеленоград - город рафинированный, и ничего авангардного здесь вроде не должно быть. - Я считаю, что для такого большого города, как Зеленоград, выставка актуального искусства - вполне закономерный процесс. - Если ваше искусство актуальное, то - другое нет? - Проблема традиционного искусства в том, что оно не замечает жизни. (Так, уже интересно! - Прим. авт.) Оно повторяет какие-то культурные нормы, выработанные передвижниками. Но мы ведь живем в эпоху Интернета! ВЫСТРЕЛА НЕ БЫЛО, А МЫ УЖЕ ПОБЕЖАЛИ - Давайте пройдемся вместе по залу, вы мне прокомментируете особо злачные места... Вот, например, отзыв о вашей выставке (вставлен в рамочку): "Если бы Звероловлев обратился к психотерапевту, тот по долгу своей профессии стал бы говорить добрые утешительные слова. Но мы, зрители, вынуждены противостоять тяжелой артиллерии разрушительной энергии, направленной на нас" и т.д. Вы это как благодарность воспринимаете? - Да. Это проблема восприятия современного актуального искусства: люди приходят в зал и входят в шоковое состояние. - Скажите, а нужно уметь рисовать, чтобы люди были похожи на людей? - А вот это совсем не обязательно. Многие работают с фото и текстом. Смотрите - это шаржи на участников горести: Димон, Плутовка, Козявкин, Пантера... - Почему выставку назвали "Фальстарт"? - Возможно, мы чуть-чуть опережаем время. Я не уверен, что мы все сделали правильно и, главное, что мы вовремя это начали... - Я поняла. Выстрела еще не было, а вы уже побежали... Это и называется "фальстарт". - Надеюсь, что эта выставка станет не фальстартом, а настоящим стартом для ее участников. Потому что многие здесь открыли для себя, что есть такое актуальное искусство. Кстати, профессиональные художники здесь не представлены.Наши авторы - это довольно широкий пласт относительно молодых людей: от 19 до 38 лет. Это творческая интеллигенция, студенты, молодые специалисты. НА ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ Проходим к следующим работам: это фотографии городских узнаваемых уголков, где некие молодые люди что-то делают. Что? - Это художественная документализация Ольги Ушаковой, - комментирует А. Звероловлев, - кадры из видеороликов зеленоградских флеш-мобов. (Флеш-моб - это провокационно-массовое действо в целях обратить на себя внимание прохожих. - Прим. авт.). Но это у нас постепенно сошло на нет. - Почему? - Повзрослели люди, стало неинтересно. А что бы быть художником, надо оставаться в детстве. (Недавно слышала эту фразу от Людмилы Анненковой, художника-эмальера. В ее устах она звучит выстраданной формулой, единственно возможной при ее жизни и работе. А в устах молодого человека - это просто фраза. Мол, "детство кончится когда-то ведь оно не навсегда, станут взрослыми ребята. Разлетятся кто куда..." То есть и это искусство закончится вместе с детством.) - Но ведь и вы через какое-то время станете другими? Вырастете, станете добропорядочными скучными гражданами... - Зато молодая шпана подрастет и "сотрет нас с лица земли". Нет, скучно не будет. СТАРИКАМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА, МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ПОЧЕТ Изыски авторов внимательно разглядывает дама среднего пенсионного возраста. Мы с ней вместе вглядываемся в подписи: "Инсталляция", "Смайлики"... Знакомимся. Посетительницу выставки зовут Нина Васильевна. - Какие у вас впечатления, ассоциации? - Ассоциации - будто земной шар после катастрофы. Все перемешалось! Холодно, и природа только начинает оживать. С другой стороны, наша обычная жизнь такая серенькая - все одно и то же. Даже классика надоедает, те же "Медведи в сосновом лесу", например. Хочется что-то поменять. - Вы считаете, что авторы выставки хотят именно все поменять? - Да, все меняется, но мне, например, непонятно, что же они хотели этим сказать? И слова какие-то новые, непонятные. Оторвались мы от молодежи, они быстро все новое схватывают, а до нас это пока не доходит. Вот так раз! И никакой обиды у пенсионерки! Она просто пытается понять молодежь, говорящую на своем, птичьем подчас, языке. Просто старается узнать, что такое зашифровали племена младые, незнакомые в фотографиях мусорных баков под окнами одной уважаемой организации. Или в этих странных страничках из школьных учебников, в которых все поколения школяров пририсовывали бороды Ленину, косички - Марксу и прочие вещи - уже зверушкам. Такую подборку нехороших картиночек рассматриваю напоследок и прощаюсь со Звероловлевым. НА "ПЛОЩАДКЕ МОЛОДНЯКА" Уже на работе смотрю диск с фотографиями с презентации выставки: много-много молодежи тусуется в залах, затем выходят на улицу, где самый старший из них устанавливает на приступочке музея чистый белый холстик и пальцем на нем изображает нечто непонятное. К холстику подходит ребенок и с интересом наблюдает. Учится, должно быть. Затем народец ложиться на молодую травку под окнами музея и тянет пиво... Звероловлев говорил мне, что актуальное искусство критично по отношению к обществу, политике, самому себе, что оно обладает большим социальным потенциалом и вполне способно влиять на реальную жизнь. Однако это мне напомнило площадку молодняка в зоопарке, огороженную снисходительным к ним отношением мудрыми взрослыми. Взрослые разрешили молодым зверюшкам с их инфантильными идеями резвиться, пусть даже в залах музея. Ведь дети никому не мешают. Пусть играются! Да и времена, когда все было запрещено, прошли. И все же актуальность этого творчества больше исходит от слова "акт", чем от смысла понятия "актуальность", т.е. нужность, необходимость быть именно в это время и в этом месте. Наверное, это больше шоу, чем искусство. Потому что искусство оплачивается тяжелым трудом души. Творите, молодые - ваше актуальное искусство, вам и карты в руки. Только не относитесь к этому серьезно. Ведь "площадка молодняка" - явление временное. Г.БОРИСОВА. Фото предоставлено А.ЗВЕРОЛОВЛЕВЫМ. Газета "Зеленоград сегодня" 25 мая 2006 г. Комментарии куратора выставки А. Звероловлева: Оставив на совести журналистки сравнение молодых, талантливых и интеллигентных людей со зверюшками, а также многочисленные ляпы вроде "художественной документализации", отмечу что статья является типичным примером провинциальной журналистики, в которой про искусство пишут те же самые люди которые пишут и обо всём остальном. Ну а поскольку некоторые фрагменты статьи могут оставить в полном недоумении тех кто в отличии от Г. Борисовой внимательно ознакомился со всеми произведениями и присутствовал на открытии, я вынужден эти фрагменты прокомментировать: "Проходим к следующим работам: это фотографии городских узнаваемых уголков, где некие молодые люди что-то делают. Что? - Это художественная документализация Ольги Ушаковой, - комментирует А. Звероловлев, - кадры из видеороликов зеленоградских флеш-мобов." как не сложно заметить, проект Ольги Ушаковой посвящён не "документализации" флеш-мобов, а её непростым отношениям с провайдером. Очевидно, внимание журналистки привлёк лишь один из листков с документацией, вникать же в смысл всего произведения, или хотя бы прочитать его название она не посчитала нужным. * * * "Изыски авторов внимательно разглядывает дама среднего пенсионного возраста. Мы с ней вместе вглядываемся в подписи: "Инсталляция", "Смайлики"... Знакомимся. Посетительницу выставки зовут Нина Васильевна. - Какие у вас впечатления, ассоциации? - Ассоциации - будто земной шар после катастрофы. Все перемешалось! Холодно, и природа только начинает оживать. С другой стороны, наша обычная жизнь такая серенькая - все одно и то же. Даже классика надоедает, те же "Медведи в сосновом лесу", например. Хочется что-то поменять." Это самая смешная часть статьи, потому что пенсионерка говорит о своих впечатлениях о совсем другой выставке, проходившей в этом же зале в 1997 году, о выставке которую я делал совместно с Алексеем Беловым. Вот что иногда значит запоздало включённый диктофон. * * * "Затем народец ложиться на молодую травку под окнами музея и тянет пиво..." На открытии не было выпито ни грамма пива, а уж тем более в лежачем положении. Очевидно, сработал стереотип "где молодёжь там и пиво". Да, непросто писать о событиях очевидцем которых не являешься. Даже при наличии подробнейшей фотодокументации. * * * "И все же актуальность этого творчества больше исходит от слова "акт", чем от смысла понятия "актуальность", т.е. нужность, необходимость быть именно в это время и в этом месте." Интересно, а исходит ли от слова "пресс-релиз" необходимость прочтения пресс-релиза сотрудниками прессы? ;) Мне кажется там было написано всё очень, очень доступно. На главную страницу |