Проверенные междувременьем
Rambler's Top100
Новые приобретения ГСЦИ - для всех и каждого

Когда-то ВДНХ была призвана демонстрировать достижения народного хозяйства. Процветание, изобилие и счастливую жизнь в социалистическом отечестве... У ежегодной выставки новых поступлений в коллекцию Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) та же цель - только в области искусства. В минувшем году коллекция пополнилась 215 произведениями, 89 из которых - дары художников, галеристов, коллекционеров. Однако современное искусство менее всего склонно к оптимистической демонстрации побед. Даже тогда, когда художники хотят лишь повеселить зрителя, как, например, группа "Синие носы", чьи "25 коротких перформансов о глобализации" можно увидеть в видеозаписи на выставке, веселье норовит обернуться жесткой социальной сатирой. Или, как в сценке "Теракт в прямом эфире", приобретает оттенок гиньоля.

Впрочем, противоречие между спокойной академичностью итоговой экспозиции и тревогой, которые пытаются донести до зрителя художники, можно ощутить не как промах, а как характерный штрих времени. В этом смысле выставка оказывается проекцией работы немца Франка Херфорта "Междувременье" (2005). В фотоработах Херфорта изящная винтовая лестница ведет не в гостиную, а в забитый бумагами и книгами стенной шкаф; зеркало в золоченой раме на мраморной стене похоже на картину - в нем отражаются прохожие, но перед самим зеркалом - никого. Впечатление абсолютно сюрреалистическое. Но выставка в ГЦСИ, в сущности, построена по тому же принципу. С одной стороны - новая, с пылу с жару иронично-нежная видеоработа "Три сестры" группы "Провмыза". С другой - проверенные временем башня-рефлектор Юрия Аввакумова, фотографии перформансов Вадима Захарова, механические "Цикады" Леонида Тишкова. А с третьей - работы художников, которые уже давно классики: Михаила Рогинского и Тимура Новикова, Леонида Сокова и Игоря Макаревича.

На соц-артовских рельефах Сокова Сталин пирует с Мэрилин Монро, а двуглавый орел держит в когтях серп и молот. Тимур Новиков вписывает гипсовые скульптуры пионеров с барабаном, горном или футбольным мячом в изящные виньетки в стиле барокко, классицизма, рококо. На двухчастном живописном полотне Рогинского седая женщина силится припомнить и одновременно забыть тесное пространство комнатки в коммуналке. Эти работы объединены попыткой постичь загадку недавнего прошлого, ставшего чем-то вроде фамильного привидения в английских замках. Оно так же привычно, пугающе и непонятно.

Совсем другие темы интересуют молодых художников, которые готовы отказаться от претензии на... авторство. Как, например, Алексей Шульгин. Представляя проект "Чужие фотографии", он заметил, что "художнику больше нет места на пьедестале", поскольку его работа становится чисто редакторской. Эту стратегию, в сущности, разделяют Аристарх Чернышев, Алексей Звероловлев... Первый в своей "Сияющей звезде" превращает телевизор в чисто декоративный элемент, поскольку его информация заведомо бессмысленна. Второй представляет коллекцию картинок, которые авторы интернет-дневников используют вместо визитной карточки. Тут портрет Горького и Элвиса Пресли, кеды и абстракция, бритва и детская мордашка. Давний вопрос к известному разведчику: "Кто вы, доктор Зорге?" - сегодня обращен к любому юзеру. И - современному художнику. Ответа нет. Но для приближения к нему выставка в ГЦСИ вполне подходит.

Жанна Васильева "Итоги" 19 августа 2006 г.



Оригинал публикации

На главную страницу
Hosted by uCoz