Алексей Звероловлев
Rambler's Top100
Аватары
Проект инсталляции

Произведение представляет собой минималистичную настенную "композицию", составленную из прикрепленных к стене слимбоксов - тоненьких коробочек для компакт дисков. В каждый из слимбоксов вставлено изображение аватара с подписанным внизу ником.

Типовые элементы инсталляции:

Типовой элемент инсталляции Типовой элемент инсталляции Типовой элемент инсталляции

Элементы инсталляции размещаются на стене в виде трехрядного "фриза". При этом верхний ряд "фриза" располагается на уровне среднего человеческого роста. Крепление элементов к стене осуществляется при помощи двойного скотча.

Вид фрагмента инсталляции:



Элементы инсталляции не заполняют все пространство "фриза" целиком, подчеркивая таким образом незавершенность, принципиальную открытость проекта. Нет никаких ограничений, за исключением геометрических размеров выставочного пространства, на количество отдельных произведений, составляющих инсталляцию.
Вместе с тем инсталляция с легкостью адаптируется к выставочному пространству любых размеров.



        Концепция:

        Широкое распространение новейших форм коммуникации и связанное с этим возникновение новых коммуникативных пространств, заново поднимает вопросы, связанные с построением альтернативной идентичности участниками коммуникации. Постепенная замена реального общения виртуальным освобождает человека от строгого следования предзаданным возрастным, гендерным и социальным шаблонам в выстраивании своей новой, альтернативной идентичности. Наиболее ярко в визуальном плане новая идентичность дает знать о себе в блогах (виртуальных дневниках) и интернет-форумах. Участник форума с легкостью может манипулировать своей идентичностью, указав при регистрации данные, не соответствующие реальным. Настоящее имя традиционно заменяется на никнейм, а визуальный образ представляется условной картинкой - аватаром, как правило, не только не имеющей ничего общего с реальной внешностью участника, но и вообще находящейся за пределами антропологического измерения.
        Происходит постепенное погружение в кибернетический маскарад, участники которого имеют возможность скользить между различными идентичностями сообразно своим желаниям и сиюминутным потребностям. Не вдаваясь в психологические и социо-культурные аспекты данной проблематики, отмечу, что аватары не только играют важнейшую роль в невербальной коммуникации между участниками форумов, но и являются профанным (в гройсовском смысле) отображением современной визуальной культуры с ее стратегиями использования образов поп-культуры и визуальной аппроприации.
        Действительно, большая часть аватаров представляет собой образы поп-культуры. Вместе соседствуют мультипликационные герои (в частности, в связи с возрастной структурой участников большинства форумов, весьма популярными остаются аватары в стиле аниме), кадры и даже видеофрагменты из фильмов, идолы шоу-бизнеса, герои компьютерных игр и т.п. Также весьма распространено использование готовых аватаров из специальных галерей, доступных практически на каждом форуме. В этом случае, аватар, еще не являясь произведением искусства, уже является реди-мейдом. Также широкое распространение получили самодельные аватары, нарисованные от руки или созданные при помощи графических программ.
        Но главное, что роднит "аватарную визуальную культуру" с миром современного искусства - это конечно же процедуры выбора, лежащие в основе любого современного художественного проекта. И пусть в случае с аватарами этот выбор, как правило, не рефлексивен, зато обилие разнообразного и зачастую весьма остроумного визуального материала служит не столько метафорой художественного, творческого потенциала, заложенного, как считал Йозеф Бойс, в каждом человеке, сколько прямой его визуализацией.


вернуться к списку проектов on-line

Hosted by uCoz