Архив зеленоградского флешмоба / Разное


Форум Горсети _ FlashMob _ [Идеология] флешмоб-инсталляции

Автор: Татарский Робот 25.03.2004 - 17:39

На момент написания этой статьи флешмоб движению исполняется 9 месяцев. Зародившись в США в июне, флешмоб быстро обрел популярность во всем мире. Вместе с тем скоро стало ясно, что классический Фмоб является лишь эмбрионом, зародышем некого нового движения. эта гипотеза подтвердилась довольно скоро: различные новые формы флешмоба стали появляться с завидной регулярностью: сначала появился х-моб (так называемое нонспектракулярное направление, нацеленное скорее на моделирование новой сюрреалистичной реальности, нежели на прямой эпатаж), потом появились идеи арт-моба (смысл заключался в постановочности и яркости действия, что неминуемо означало наличие репетиций. это ставило арт-моба далеко от Фм - скорее это можно назвать уличным театром). Наиболее интересным и прогрессивным движением стал смартмоб, который должен служить не просто поводом подурачиться и поставить в тупик окружающих, он должен в себе нести смысловую нагрузку и являться неким высказыванием на социальную, а в будующем возможно, и на политическую тему.

Художник, учавствуя в перформансе, оперирует своим телом для выражения художественного смысла акции. Тело явлается его основным инструментом. Так же он может использовать некий реквизит. С точки зрения инструментов выражения флешмоб-акция мало чем отличается от обычного перформанса, за тем исключением, что в ФМ добавляется новый элемент - синхронность действий (по большому счету о новом элементе можно говорить с большой натяжкой, поскольку современные художники склонны обьединяться в группы и проводить групповые перфoрмансы. В этом случае разница между ФМ и перформансом становится и вовсе лишь формальной: заявляют ли участники акции о себе как о художниках или нет). Данное сходство характерно как для классического, так и для всех течений флешмоба.

Как говорилось выше, флешмоб уже существует 9 месяцев. Классический ФМ уже практически исчерпал себя, он мало кому интересен и живет лишь за счет энергии новых участников. Арт-моб по мнению многих являет ся мертворожденным ребенком и шансов выжыть у него практически нет. это связано со слабыми сценариями и сложностью постановок. В основном этим течением занимаюця студенты актерских училищ. эти и другие факторы заставляют искать новые формы флешмоба.

Как говорилось выше, классический флешмоб оперирует синхронизованными сценарием телами участников акции. А почему бы не попробовать оперировать не своими телами, а обьектами?

Главное отличие флешмоб инсталяций от классического флешмоба в том, что в классике акцент делается на действие, экшн, а в инсталяциях важным является то, что останется после акции, но при этом сам процесс создания инсталяции может быть тоже интересен. Если говорить об отличиях от классической художественной инсталяции, то она создается в мастерских, а потом выставляется в музеях. Флешмоб инсталяция создается в реальном времени прямо на глазах у прохожих на том самом месте, где она будет экспозироваться. Каждый моббер приносит с собой некую часть инсталяции, которуй он сам изготовил или купил и ставит ее на нужное по его мнению место и покидает место акции. Допуская некоторую творческую свободу мобберов в изготовлении и размещении обьектов, мы можем получить крайне интересный и непредсказуемый результат.

Мною уже предлагалась подобная акция в рамках серии флешмобов "Парижские Сезоны". В самом французском месте Москвы, в саду эрмитаж, мобберы должны были разместить на деревьях и скамейках листы бумаги с именем француза, который лично для него очень много значит. Таким образом получилась бы концептуальная инсталяция "Великие французы прогуливаюця в саду". Несмотря на поддержку думающей части моб-комьюнити, данный сценарий не был проведен.
К инсталяциям так же можно отнести лэнд-артовую акцию "НС", проведенную Berns, ouchakova & Gabdr, если не затрагивать смысловое значение (оно как я понимаю отсутсвует). Тем не менее мусорный пакет может стать довольно мощным художественным символом нарастающей социальной революции.

p.s. данный текст, разумеется, является приглашением к разговору

Автор: Татарский Робот 26.03.2004 - 15:15

Тут тоже кое-что есть по этой теме
http://www.livejournal.com/users/xtravaganza/25773.html

Автор: Mr Zverolov 27.03.2004 - 17:30

Сам термин "флешмоб-инсталляция" представляется мне крайне корявым и неудачным. Предлагаю использовать термин "trace-mob", т.е. что-то вроде "толпа, оставляющая за собой следы". Артефакты оставляемые на месте проведения такого моба вряд ли можно назвать инсталляцией, ведь инсталляции предполагают наличие единой, продуманой до мелочей схемы, в соответствие с которой и размещаются элементы инсталляции, как правило, имеющие абсолютно разнородные параметры (такие как габариты, материал, вес, стоимость и т.п.), а набор элементов из которых состоит инсталляция является необходимым и достаточным (не убавить, ни прибавить).

Тrace-mob подразумевает:
1) определенную однородность оставляемых после себя элементов
2) примерно одинаковые материальные и физические затраты участников на проведение акции.
3) большую вариативность в конечном результате, вызванную возможностью непредвиденных обстоятельств, отсутствия кого-либо из участников и другими причинами.

Проблемы trace-moba:
1) в условиях подразумеваемой террористической угрозы далеко не все предметы уместно оставлять в общественном месте, какими бы художественными целями ни руководствовались участники акции. (Что из этого может получиться, показала акция "Fear" проведенная в нью-йоркском метро всего одним художником, но вызвавшая настоящую панику)
2) Потенциальное захламление общественного пространства. Нужно ли выделять силы на "демонтаж" трейсов спустя некоторое время? В любом случае, судьба трейсов должна быть прописана в сценарии.
3) Остается неясной идеология взаимодействия трейс-моба со зрителями и СМИ.

Пока наиболее естественным мне представляется использование трейс-моба для коллективного создания больших ленд-артистских произведений, требующих большое количество человеко-часов.

Первая попытка работы в этом направлении уже была продемонстрирована во время акции "НС", о чем уже писал XtraVaGanZa.

Но результат этой работы можно назвать инсталляцией лишь с большой натяжкой. Скорее я назвал бы это медиа-инсталляцией, имея ввиду важнейшую составляющую этого замечательного произведения - веб-камеру на здании префектуры.

Автор: Gabriel 30.03.2004 - 20:15

Цитата (XtraVaGanZa @ 25.03.2004 - 16:39)
К инсталяциям так же можно отнести лэнд-артовую акцию "НС", проведенную Berns, ouchakova & Gabdr, если не затрагивать смысловое значение (оно как я понимаю отсутсвует). Тем не менее мусорный пакет может стать довольно мощным художественным символом нарастающей социальной революции.

смысловое значение существовало! только его осознание было возможно лишь определёнными людьми. "НС" это абревиатура, истинный смысл которой известен лишь немногим, и её неизвестность гарантирована желанием нераспространения в широких массах. (мне кажется berns сказал бы так)
кстати я тоже не совсем уверен, что я понимаю "НС".. но полностью уверен, что это понимают berns, Ouchakova & Gabdr.

Автор: Mr Zverolov 2.04.2004 - 23:12

В своем первом посте в данном топике я поспешил усомниться в возможности оставить на месте трейс-моба полноценную инсталляцию. Что-ж, и великие умы могут ошибаться wink.gif
Смотрим сценарий "Клеточная структура":
http://forum.gor-net.ru/index.php?showtopic=11150

Автор: ouchakova 5.04.2004 - 20:00

мне кажется, что trace-mob не обязательно является таким же массовым явлением, как flash-mob. на мой взгляд, это своего рода редкие вспышки невырвавшихся эмоций моберов, которые реализуются в знаках, оставляемых несколькими людьми с целью удивить и напомнить .

по крайней мере, идею написать НС и FM (на что, к сожалению, не хватило сил и времени) двигали именно желание удивить народ и напомнить (заявить) о себе. в данном случае я имею в виду не нас, как таковых, а смысл, закладываемый в наземные знаки.

тот, кто любит делать сюрпризы (а я это дело обожаю brows.gif ), должен понять! в такие моменты не особенно хочется привлекать большое количество людей. наоборот: minimum сил - maximum эффект!

и конечно же результат должен быть абсолютно безобидным.... кажись так.

Автор: Mr Zverolov 9.04.2004 - 01:08

Ушакова, с одной стороны ты права. С другой стороны флеш-моб не может не быть массовым, это что называется contradiction in terms. Та художественная форма о которой ты говоришь - это обыкновенный перформанс, перформансы (особенно уличные) часто сопровождаются некими артефактами оставленными на месте проведения. По крайней мере, 5 из 13 проведенных мной перформансов были организованы по этому принципу. "Удивить и напомнить" - вполне подходящее формулировка целей актуального художника. Похоже, что мобберская среда со временем станет "кузницей кадров" актуального искусства. Для меня совершенно очевидно что Berns, ouchakova & Gabdr гораздо ближе к понятию "художники" чем все выпускники зеленоградской художественной школы вместе взятые.

А насколько должен быть безобидным результат - это серьезный вопрос о личной ответственности перформера и целях создания произведения. Говоря о серьезных вещах, приходится иногда наступать на чьи-то мозоли :)

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Rambler's Top100