На момент написания этой статьи флешмоб движению исполняется 9 месяцев. Зародившись в США в июне, флешмоб быстро обрел популярность во всем мире. Вместе с тем скоро стало ясно, что классический Фмоб является лишь эмбрионом, зародышем некого нового движения. эта гипотеза подтвердилась довольно скоро: различные новые формы флешмоба стали появляться с завидной регулярностью: сначала появился х-моб (так называемое нонспектракулярное направление, нацеленное скорее на моделирование новой сюрреалистичной реальности, нежели на прямой эпатаж), потом появились идеи арт-моба (смысл заключался в постановочности и яркости действия, что неминуемо означало наличие репетиций. это ставило арт-моба далеко от Фм - скорее это можно назвать уличным театром). Наиболее интересным и прогрессивным движением стал смартмоб, который должен служить не просто поводом подурачиться и поставить в тупик окружающих, он должен в себе нести смысловую нагрузку и являться неким высказыванием на социальную, а в будующем возможно, и на политическую тему.
Художник, учавствуя в перформансе, оперирует своим телом для выражения художественного смысла акции. Тело явлается его основным инструментом. Так же он может использовать некий реквизит. С точки зрения инструментов выражения флешмоб-акция мало чем отличается от обычного перформанса, за тем исключением, что в ФМ добавляется новый элемент - синхронность действий (по большому счету о новом элементе можно говорить с большой натяжкой, поскольку современные художники склонны обьединяться в группы и проводить групповые перфoрмансы. В этом случае разница между ФМ и перформансом становится и вовсе лишь формальной: заявляют ли участники акции о себе как о художниках или нет). Данное сходство характерно как для классического, так и для всех течений флешмоба.
Как говорилось выше, флешмоб уже существует 9 месяцев. Классический ФМ уже практически исчерпал себя, он мало кому интересен и живет лишь за счет энергии новых участников. Арт-моб по мнению многих являет ся мертворожденным ребенком и шансов выжыть у него практически нет. это связано со слабыми сценариями и сложностью постановок. В основном этим течением занимаюця студенты актерских училищ. эти и другие факторы заставляют искать новые формы флешмоба.
Как говорилось выше, классический флешмоб оперирует синхронизованными сценарием телами участников акции. А почему бы не попробовать оперировать не своими телами, а обьектами?
Главное отличие флешмоб инсталяций от классического флешмоба в том, что в классике акцент делается на действие, экшн, а в инсталяциях важным является то, что останется после акции, но при этом сам процесс создания инсталяции может быть тоже интересен. Если говорить об отличиях от классической художественной инсталяции, то она создается в мастерских, а потом выставляется в музеях. Флешмоб инсталяция создается в реальном времени прямо на глазах у прохожих на том самом месте, где она будет экспозироваться. Каждый моббер приносит с собой некую часть инсталяции, которуй он сам изготовил или купил и ставит ее на нужное по его мнению место и покидает место акции. Допуская некоторую творческую свободу мобберов в изготовлении и размещении обьектов, мы можем получить крайне интересный и непредсказуемый результат.
Мною уже предлагалась подобная акция в рамках серии флешмобов "Парижские Сезоны". В самом французском месте Москвы, в саду эрмитаж, мобберы должны были разместить на деревьях и скамейках листы бумаги с именем француза, который лично для него очень много значит. Таким образом получилась бы концептуальная инсталяция "Великие французы прогуливаюця в саду". Несмотря на поддержку думающей части моб-комьюнити, данный сценарий не был проведен.
К инсталяциям так же можно отнести лэнд-артовую акцию "НС", проведенную Berns, ouchakova & Gabdr, если не затрагивать смысловое значение (оно как я понимаю отсутсвует). Тем не менее мусорный пакет может стать довольно мощным художественным символом нарастающей социальной революции.
p.s. данный текст, разумеется, является приглашением к разговору
Тут тоже кое-что есть по этой теме
http://www.livejournal.com/users/xtravaganza/25773.html
Сам термин "флешмоб-инсталляция" представляется мне крайне корявым и неудачным. Предлагаю использовать термин "trace-mob", т.е. что-то вроде "толпа, оставляющая за собой следы". Артефакты оставляемые на месте проведения такого моба вряд ли можно назвать инсталляцией, ведь инсталляции предполагают наличие единой, продуманой до мелочей схемы, в соответствие с которой и размещаются элементы инсталляции, как правило, имеющие абсолютно разнородные параметры (такие как габариты, материал, вес, стоимость и т.п.), а набор элементов из которых состоит инсталляция является необходимым и достаточным (не убавить, ни прибавить).
Тrace-mob подразумевает:
1) определенную однородность оставляемых после себя элементов
2) примерно одинаковые материальные и физические затраты участников на проведение акции.
3) большую вариативность в конечном результате, вызванную возможностью непредвиденных обстоятельств, отсутствия кого-либо из участников и другими причинами.
Проблемы trace-moba:
1) в условиях подразумеваемой террористической угрозы далеко не все предметы уместно оставлять в общественном месте, какими бы художественными целями ни руководствовались участники акции. (Что из этого может получиться, показала акция "Fear" проведенная в нью-йоркском метро всего одним художником, но вызвавшая настоящую панику)
2) Потенциальное захламление общественного пространства. Нужно ли выделять силы на "демонтаж" трейсов спустя некоторое время? В любом случае, судьба трейсов должна быть прописана в сценарии.
3) Остается неясной идеология взаимодействия трейс-моба со зрителями и СМИ.
Пока наиболее естественным мне представляется использование трейс-моба для коллективного создания больших ленд-артистских произведений, требующих большое количество человеко-часов.
Первая попытка работы в этом направлении уже была продемонстрирована во время акции "НС", о чем уже писал XtraVaGanZa.
Но результат этой работы можно назвать инсталляцией лишь с большой натяжкой. Скорее я назвал бы это медиа-инсталляцией, имея ввиду важнейшую составляющую этого замечательного произведения - веб-камеру на здании префектуры.
Цитата (XtraVaGanZa @ 25.03.2004 - 16:39) |
К инсталяциям так же можно отнести лэнд-артовую акцию "НС", проведенную Berns, ouchakova & Gabdr, если не затрагивать смысловое значение (оно как я понимаю отсутсвует). Тем не менее мусорный пакет может стать довольно мощным художественным символом нарастающей социальной революции. |
В своем первом посте в данном топике я поспешил усомниться в возможности оставить на месте трейс-моба полноценную инсталляцию. Что-ж, и великие умы могут ошибаться
Смотрим сценарий "Клеточная структура":
http://forum.gor-net.ru/index.php?showtopic=11150
мне кажется, что trace-mob не обязательно является таким же массовым явлением, как flash-mob. на мой взгляд, это своего рода редкие вспышки невырвавшихся эмоций моберов, которые реализуются в знаках, оставляемых несколькими людьми с целью удивить и напомнить .
по крайней мере, идею написать НС и FM (на что, к сожалению, не хватило сил и времени) двигали именно желание удивить народ и напомнить (заявить) о себе. в данном случае я имею в виду не нас, как таковых, а смысл, закладываемый в наземные знаки.
тот, кто любит делать сюрпризы (а я это дело обожаю ), должен понять! в такие моменты не особенно хочется привлекать большое количество людей. наоборот: minimum сил - maximum эффект!
и конечно же результат должен быть абсолютно безобидным.... кажись так.
Ушакова, с одной стороны ты права. С другой стороны флеш-моб не может не быть массовым, это что называется contradiction in terms. Та художественная форма о которой ты говоришь - это обыкновенный перформанс, перформансы (особенно уличные) часто сопровождаются некими артефактами оставленными на месте проведения. По крайней мере, 5 из 13 проведенных мной перформансов были организованы по этому принципу. "Удивить и напомнить" - вполне подходящее формулировка целей актуального художника. Похоже, что мобберская среда со временем станет "кузницей кадров" актуального искусства. Для меня совершенно очевидно что Berns, ouchakova & Gabdr гораздо ближе к понятию "художники" чем все выпускники зеленоградской художественной школы вместе взятые.
А насколько должен быть безобидным результат - это серьезный вопрос о личной ответственности перформера и целях создания произведения. Говоря о серьезных вещах, приходится иногда наступать на чьи-то мозоли :)
Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)