Антология "Фантасты об искусстве"
Составитель: Алексей Звероловлев
Фриц Лейбер. Когда остается только бежать
---------------------------------------------------------------
Per: А. Фредерикса
Перепечатывал Валерий Янкин (yankin@mail.ru)
---------------------------------------------------------------
После столетий страхов и слухов хайборейские племена потекли на юг,
уничтожая все на своем пути и завоевывая новые земли. Северные пограничные
районы государства Сета оказались захваченными и разграбленными армиями
Татотмиса ХХ, и защитники их бежали. Войска захватчиков не встречали
сопротивления, пока не достигли Стикса и древнего Кеми-величайшего столпа,
спасшего старое южное королевство. Но богатые северные провинции Сета
погибли...
Натмекри, малоизвестный скульптор, решил никуда не уезжать, в то время
как остальные великие искусники бежали... Весь день в замке царила суматоха.
Слуги хозяина Магшастеса готовились к бегству на юг, но господа слишком
долго медлили.Торопливые шаги, топот, пыхтящие от напряжения рабы, которых
заставляли нести слишком много вещей и двигаться слишком быстро, равнодушное
ржание и топот лошадей во дворе, скрип перегруженных фургонов и глухой треск
рвущихся ремней, слишком туго затянутых на горах пожиток... крики,
проклятия, завывания и приказы... Когда же все уехали, стало восхитительно
тихо.
Только одну маленькую статуэтку подготовил к отливке Натмекри. Песчаная
форма была готова, маленький горн пылал, и теперь Натмекри потянулся за
куском бронзы. Но его ожидало разочарование. Его сундук для металла оказался
пуст. Должно быть, какой-то раб ограбил его прошлой ночью, пока скульптор
гулял по лугам вокруг замка. Возможно, парень слышал. что больше всего
завоеватели жаждут завлядеть бронзой и помилуют тех, кто им ее даст.
Задумчивый взгляд Натмекри скользнул по стенам его маленькой комнаты,
расположенной в одной из башен замка. На полках стояло несколько статуэток,
инструмент и милая домашняя утварь. Тогда искусник задрал голову. Высоко на
голой стене висел древний бронзовый меч, пыльный, почти черный и покрытый
паутиной. Поставив стул на стол, Натмекри забрался повыше и достал клинок.
Держа в руке древнее оружие, Натмекри подошел к окну. Через узкую
амбразуру он увидел вершину соседнего холма, залитого лучами горячего
солнца, и дорогу, пересекающую его. Неожиданно взметнулось облако пыли, и на
дороге появились всадники - оборванные воины на маленьких, тощих скакунах. У
них были луки, круглые щиты и копья, зазубренные острия которых, как
показалось Натмекри, заржавели от крови. Всадники приближались, скульптор
услышал их крики.
Натмекри напрягся и на мгновение, словно воин, сжал старый меч. Потом
мастер горько улыбнулся и покачал головой. Когла орда потекла через вершину
холма, он отвернулся от окна и стал поспешно опускать меч в узкий мерцающий
тигель.
Тонкий, изящный предмет плавился долго. Снова в замке поднялся шум -
дикий смех, топот, гогот, слышно было, как бьют стекла и ломают
мебель. Рычащие проклятия разочарования говорили о том, что начался грабеж. И
сам ограбленный - непростительно подло и мелочно ограбленный,
- посочувствовал грабителям. Когда на свет извлекли съестные припасы и
напитки, грабители взвыли, выражая воем те чувства, понять корые мог только
варвар...
Но вот перекрестье алого меча исчезлов тигле. Когда же алые губы
поглотили и гарду, Натмекри взял щипцы и приготовился лить металл.
По лестнице башни загрохотали тяжелые шаги, раздались громкие голоса, а
потом кто-то стал колотить в дверь. Она не была заперта, просто сначала ее
попытались открыть не в ту сторону: толкнули, всесто того, чтобы потянуть. В
центре комнаты ярким солнцем пылал тигель. От него поднимались жидкие клубы
ослепительно белого пара.
Дверь резко распахнулась. Мгновение варвары стояли на пороге,
озадаченные. Потом один из них - возможно, предводитель, который привел
воинов в замок, - шагнул вперед и одним взмахом зазубренного. но местами еще
острого, как бритва, длинного меча, отрубил Натмекри голову.
Пульсирующий красный фонтан, неспешно выгнувшись, обрушил поток крови
на готовую форму. Шипящий и дымящийся поток. Варвар сделал шаг назад. Потом
что-то задело его примитивное чувство юмора. Долго, громко и грубо смеялся
он.
Песчаная форма заполнилась кровью и развалилась, оставив крошечную
темно-красную фигурку стройной женщины, одетой в длинные одежды. Она
загадочно смотрела на завоевателей. Ее голова казалась гвоздиком их металла
- их того, что успел залить в форму Натмекри.
Безголовое тело Натмекри еще какое-то время еще стояло, дрожа в агонии.
Но вот пальцы мертвеца разжались, выпустив щипцы. Тонкий ручеек металла от
упавшего тигля пробежал по руке мастера и тотчас застыл.
А убийца скульптора смеялся как никогда. Что-то очень забавное
привиделось ему в том, как дымящаяся кровь, брызнув фонтаном из
перерубленной хайборийским мечом шей скульптора, в три удара сердца заполнила
форму и, застыв. превретилась в последнюю статуэтку Натмекри.
Текст взят с сайта http://lib.ru
на главную антология "Фантасты об искусстве"