Антология "Фантасты об искусстве"
Составитель: Алексей Звероловлев
Александр Плонский. От сердца к сердцу
-----------------------------------------------------------------------
(c) Copyright Александр Плонский
Email: altp2000@mail.kubtelecom.ru
Журнал "Вокруг света".
OCR & spellcheck by HarryFan, 9 August 2000
-----------------------------------------------------------------------
Аспирант Уточкин ввел бланк в анализирующий компьютер. А за сто лет до
этого...
- Просто уникум, - сказал профессор Ваулич. - Из нее мог бы получиться
большой музыкант, но...
- Что-нибудь не так? - встревожился отец Риты.
- Ее ждет каторжный труд.
- Ну что вы... Для Риты это будет не труд, а удовольствие. Она так
любит музыку. Правда, дочурка?
Шестилетняя Рита охотно кивнула.
День за днем просиживали отец с дочерью за купленным в рассрочку
"Блютнером". В двенадцать лет Рита уже играла за первый курс
консерватории, а в тринадцать захлопнула крышку рояля:
- Никогда, слышишь, никогда не прикоснусь больше к инструменту!
Школу Рита окончила с медалью. Ей было все равно, куда поступать, но
только не в консерваторию! Родители выбрали для нее специальность
"Электронные вычислительные машины" - модную и престижную.
Спустя пять лет Рита получила диплом инженера-программиста и
распределение в проектно-конструкторское бюро. А еще через два года ее
перевели в старшие инженеры, чему способствовал уникальный дар
раскладывать в уме на гармоники сложнейшие звуковые колебания. "Наш
спектроаналиэатор", - шутили друзья.
Рита не понимала, зачем вообще пользуются нотами: ведь музыка так
естественно выражается на ясном и строгом языке математики. Она
по-прежнему не прикасалась к роялю. Да и "Блютнер" давно перекочевал к
другому, более удачливому вундеркинду. Но у нее появилось увлечение:
переводить на машинный код фуги, мазурки, менуэты...
Заканчивался квартал, план, как всегда, горел. Справившись за полночь с
программой, Рита выключила верхний свет, и машинный зал, погрузившись в
полумрак, неожиданно напомнил ей Домский собор. Казалось, вот-вот со стен
сорвутся звуки органной музыки. И Рита в самом деле уловила странную
мелодию. Музыка была на грани слуховой галлюцинации, возникала как бы не
извне, а изнутри, шла вразрез с незыблемыми правилами композиции.
Схватив подвернувшийся под руку лист бумаги, девушка начала
бессознательно испещрять его символами. Музыка умолкла. Очнувшись, Рита
увидела стандартный бланк программы, покрытый лишенными смысла каракулями.
"Совсем заработалась!" - с досадой подумала она, в то же время
безуспешно пытаясь восстановить в памяти непостижимо прекрасные звуки,
рожденные капризом фантазии.
По случайности бланк вместо мусорной корзины попал в архив.
Умер отец Риты, так и не осуществив мечту о выдающемся потомке. Спустя
много лет умерла сама Рита, став перед этим мамой, бабушкой и прабабушкой
плеяды очаровательных малышей. А наука все двигалась и двигалась...
Отшумели споры о внеземных цивилизациях: академик Славский,
неопровержимо доказавший их существование, затем еще более неопровержимо
доказал, что мы одиноки во Вселенной.
И все это время испорченный бланк лежал в архиве. Там его и обнаружил
аспирант Уточкин, которого все, включая научного руководителя, считали
абсолютно неспособным к науке. Так, собственно, и было. Способный человек,
безусловно, не обратил бы внимания на бланк, покрытый бессмысленными
каракулями. А Уточкин обратил и вопреки логике и строгим инструкциям о
порядке расходования машинного времени ввел никудышный бланк в чрево
анализирующего компьютера.
И услышал:
"Люди Земли! Мы обращаемся к вам из звездного далека на единственном
языке, идущем от сердца к сердцу - языке музыки..."
Текст взят с сайта http://lib.ru
на главную антология "Фантасты об искусстве"