Алексей Звероловлев
Сто художников двадцатого века
Rambler's Top100
Перформанс. Ижевск. 31 октября 2002 года 19.10

Хочу поблагодарить ижевских художников за теплый прием и за помощь в организации и проведении перформанса. Огромное спасибо Анфиму, без него перформанс вообще бы не состоялся.

       Внешне перформанс выглядит как визуализация противостояния с искусством прошлого, как символическое ниспровергание кумиров -художников ХХ века. Но, конечно, столь романтическое устремление разрушить искусство и культуру прошлого во имя Нового, само по себе является весьма архаичным. Этот перформанс - своего рода обманка, или, если хотите - симулякр. За эффектным "аутодафе" скрывается процедура такая же банальная и практичная, как уничтожение поврежденного файла. Да и смысл у нее тот же самый - уничтожение информации, не заслуживающей доверия, а, значит, не пригодной к дальнейшему использованию.
       Разумеется, в культурном и историческом контексте сожжение книг выглядит как символ варварства. Такая кодификация сложилась еще задолго до возникновения "галактики Гутенберга", когда стоимость любой книги была равна целому состоянию. Развитие книгопечатания значительно удешевило книги, но поскольку книга на протяжении столетий оставалась основным носителем информации, причем носителем подверженным пламени, то эта кодификация еще более закрепилась во всех культурах, знакомых с книгами.
       Современное общество располагает беспрецендентными в историческом масштабе возможностями по воспроизведению и распространению информации и дезинформации. Поэтому настоящим варварством является не сожжение книг (простите меня, мистер Брэдбери!), а производство некачественных и безграмотных переводов в промышленных масштабах. Таковы реалии современного общества: варвар и цивилизованный человек внешне друг от друга ничем не отличаются, оба сидят за компьютером и каждый занят своим делом.



         Я установил подставку и поместил на нее злополучную книжку "100 художников ХХ века" издательства "Урал Ltd", 1999 г. Собственно, сама по себе книжка хорошая и нужная, но все убил безграмотный перевод и многочисленные опечатки. Забавно, что в книге нет Бойса и Дюшана, причем, это ошибка не автора, а переводчика, который не смог правильно перевести название: "100 живописцев ХХ века".
       Из-за опечатки в этой книге я чуть не провел 28 октября перформанс "День рождения Джексона Поллока", - вот бы опозорился! За эту опечатку она и поплатилась. Если в книжке нужно перепроверять каждую строчку, ее не жалко сжечь.
       Впрочем, там были перлы, ради которых ее можно было бы и оставить, например, там было написано что-то вроде: "карьера Уорхола прервалась, когда его застрелила жена".
       Веселая книжка, и гореть она будет весело.

         Вскоре начали собираться зрители, в основном ижевские художники и представители средств массовой информации. К моему удивлению, на перформанс приехали съемочные группы двух местных телеканалов. Мне тут же пришлось давать интервью. Даже страшно подумать, что я там наговорил.

         Настала пора приступать к самому главному. У меня были с собой спички и зажигалка. Несколько минут я пытался поджечь сей фолиант, но как сказал классик: "рукописи не горят" - пока я давал интервью и дожидался зрителей, книга отсырела в холодном осеннем воздухе.
      К счастью, Анфим, как человек опытный, захватил с собой бутылочку с бензином, этой благословенной смесью легких углеводородов.
       Как только я поджег книгу, тут же расхотелось думать о глубоком концептуальном смысле акции, о взаимоотношении художника и искусства прошлого, о роли информации в современном обществе. Хотелось, подобно первобытному человеку, просто смотреть на огонь и греться.

 
 

Удмуртская пресса о перформансе:
"Сожжение книги - процедура банальная"
"Сто художников сожгли из-за безграмотности наборщика"

Российская пресса о перформансе:
"По ком горят знания" (фрагмент статьи)

вернуться к списку перформансов
Hosted by uCoz