Перформансы в Зеленограде устраивает только один художник - Алексей Звероловлев. Наша газета писала о его первом перформансе "Скандинавизация трансформаторной будки" в 1998 г. Поэтому приглашение побывать на очередном перформансе, который, по мнению художника "откроет новую страницу в творчестве", не удивило. Удивляться, однако, пришлось. "Новая страница в творчестве" открывалась своеобразно: художник заклеил двери выставочного зала "Зеленоград" красным скотчем. Вот как он объясняет это действие в своем письме в редакцию, названном им "Запрещенный художник" (печатается в сокращении, но с сохранением орфографии): "...Единственной целью данного перформанса являляется привлечение внимания СМИ и художественной общественности к довольно странной и неожиданной проблеме: администрация выставочного зала "Зеленоград" в лице искусствоведа Галии Сергеевны КОЛОСКОВОЙ ввела запрет на мою выставочную деятельность. Было заявлено, что от моих произведений, созданных в последние годы, исходит не то "черная энергия", не то "отрицательная энергия", и пока она работает в этом зале, я там больше не выставлюсь! Поскольку я единственный зеленоградский художник, настаивающий на своей принадлежности к современному искусству, я расцениваю этот запрет как попытку вообще избавиться от современного искусства. Действительно, после всего случившегося смешно ожидать, что выставочный зал пойдет на организацию мало-мальски продвинутой выставки. Галия Сергеевна не учла одного - современное искусство может проявлять себя не только в форме выставок. Я отнюдь не самый радикальный художник, и последние несколько лет я занимался встраиванием хорошо известных, вполне узнаваемых и уже музеефицированных художественных жестов в местный контекст. Моя цель - помочь художникам и публике приблизиться к пониманию того, что есть современное искусство, зачем оно нужно и какие формы оно способно принимать. Я рад, что мои усилия были отмечены столь необычным способом. Не правда ли, забавно - вроде бы мы давно добились полной свободы и меньше всего ожидаем каких-либо запретов? Поскольку затронут принципиальный вопрос о свободе художественного высказывания, я намерен бороться за право каждого художника выставляться в главном выставочном зале родного города. Надеюсь, мои зеленоградские коллеги меня поддержат несмотря на то, что часто мы работаем в разных стилях. Свобода нужна каждому художнику." Может быть, резонанс от этого поступка получил другой оттенок, если бы художник отстаивал только право на свободу творчества и право выставляться. Но он пренебрежительно высказался о деятельности выставочного зала. Хотя дважды там проходили его персональные выставки и много раз произведения входили в состав групповых. Вероятно, художнику следовало бы обратиться за поддержкой коллег до проведения перформанса. И тогда можно было бы спокойно разобраться в инциденте. Но, похоже, как раз этого ему и не хотелось. На собрании зеленоградских художников в процессе бурного обсуждения выдвигались разные причины его посупка: попытка настоять на том, чтобы персональная выставка Звероловлева прошла вне очереди, и устроить скандал, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Основная причина - "запрет на выставочную деятельность" - была названа большинством из них нелогичной: Звероловлев дважды выставлялся в ВЗ "Зеленоград". Тогда как у многих из них, несмотря на длительную творческую деятельность, персональных выставок в этом зале не было. Тем не менее, мысль о том, что на это существует какой-то запрет со стороны директора ВЗ, им не приходила. В итоге художники составили письмо (под ним подписались все присутствующие), которое было направлено в Управление культуры префектуры и в редакцию "41". "20 мая 2002 года Алексей Звероловлев измазал краской и оклеил скотчем двери выставочного зала "Зеленоград". Мы, художники Зеленограда, считаем его поступок хулиганской выходкой, совершенной с целью привлечь к себе внимания, а его текст "Запрещенный художник" оскорбительным как по отношению к сотрудникам выставочного зала, так и по отношению к художникам с отличным от Звероловлева направлением творчества. Мы не можем согласиться с ним в том, что низок "интеллектуальный и художественный уровень" выставок, проводимых в выставочном зале "Зеленоград". За небольшой срок своего существования этот выставочный зал провел большое число выставок не только зеленоградских, но и московских художников самых различных направлений творчества, уровень которых хотя и был разный, но его никак нельзя определить как "низкий". Кроме того, в зале за эти годы состоялось много концертов, причем некоторые из них были на высоком профессиональном уровне (например, концерты М.Тарасовой, Московского квартета им. Глинки, других профессиональных певцов и музыкантов, монтажи опер Чайковского "Евгений Онегин", "Пиковая дама", Мусоргского "Борис Годунов", Бородина "Князь Игорь" и мн. др.). Также не можем мы согласиться с тем, что современное искусство - это всего лишь "совокупность поставангардных художественных течений, сформировавшихся после второй мировой войны", т.к. при таком определении сразу оказывается вне искусства реалистическое направление, что и смешно и нелепо! Соглашаясь со Звероловлевым в том, что "свобода нужна каждому художнику", мы считаем, что доказывать свою правоту в искусстве нужно не с помощью рекламных скандалов, а своим творчеством, и такая возможность в нашем городе была ему предоставлена: у него было уже три персональные выставки, в том числе две из них прошли в выставочном зале "Зеленоград", который он сейчас презрительно называет "заурядным художественно-музыкальным салоном ближнего Подмосковья". Для молодого еще человека этого более чем достаточно, так что А.Звероловлева никак нельзя отнести к "запрещенным художникам", как бы ему этого ни хотелось". Директор зала Г.КОЛОСКОВА комментировать ситуацию журналисту отказалась. Собственно, за нее высказались художники. Возмутитель спокойствия наотрез отказался извиняться перед Галией Сергеевной. |
Л. Петровская "Сорок один" №23 7 июня 2002 г. |
Я сохранил орфографию газеты "Сорок Один", за исключением слова "перфоманс", которое я позволил себе исправить на "перформанс". Мой ответ редакции газеты "Сорок Один": Дорогая редакция ! Большое спасибо за публикацию, за обстоятельный и взвешенный, почти симметричный подход. Но у меня есть несколько замечаний. 1) Жанр в котором я работаю называется "перфоРманс", это давно устоявшееся в профессиональной литературе написание. Извините, но мне не хочется за Вас краснеть показывая ксерокопии публикаций в Москве !!! 2) Вы пишете что я пренебрежительно высказался о деятельности выставочного зала. Высказался так, как она того заслуживает. Как часто деятельность выставочного зала привлекала внимание газеты "41" ? Какие выставки или концерты проводимые в выставочном зале оказывались в центре общественного внимания? Часто ли туда заезжает зеленоградское телевидение? А центральное ? 3) В письме упоминается что я измазал двери выставочного зала краской - это ложь. Остальное - некомпетентность. Вы пишете что под письмом подписались "все присутствующие". Я знаю что это не так. Жаль что Вы не опубликовали фамилии подписавшихся, превратив это замечательное письмо в анонимку. 4) Напрасно Вы приписываете художникам право высказываться от имени Галии Сергеевны Колосковой. Если бы ей было что сказать, она бы сама высказалась. А ей и сказать нечего, потому что правда, пусть горькая, на моей стороне. С уважением, Алексей Звероловлев. На главную страницу |