Концепт
Темы массового сознания и национальной идентичности - одни из магистральных
тем современного искусства. В основе проекта "Фильтр немецкости" - попытка
выстроить в выставочном пространстве приближенную модель коллективного
ассоциативного пространства, связанного с Германией и немцами. Для определения
элементов этого пространства использовался социокультурный опрос, проведенный,
впрочем, на недостаточно репрезентативной выборке респондентов. Визуализация
германо-немецких ассоциаций данной выборки, а также моих собственных,
составляет суть проекта. Как и следовало ожидать, результаты социокультурного
опроса показали в значительной степени амбивалентное отношение респондентов к
затронутой теме. Соответственно этому создавались произведения искусства,
экспонирующиеся в проекте "Фильтр немецкости". Как следствие, визуальная часть
проекта получилась весьма далекой от политкорректности, поскольку объединяет в
себе вещи, которые принято разделять: варварство фашизма, высокую немецкую
культуру и нечто абсолютно заурядное, вроде пива, сосисок и немецкого
масскульта 1970-х. "Фильтр немецкости" - попытка обозначить проблему
возникновения межэтнических стереотипов, начать исследование той области
массового сознания, где взаимодействуют, накладываются друг на друга различные
пласты истории, культуры и личного опыта.
Контекст
В условиях институционального вакуума, столь характерного для Зеленограда,
одним из возможных способов репрезентации современного искусства является
проведение выставки в традиционном музее. Несмотря на приближающееся 60-летие
битвы под Москвой и специфику музея, позволившую использовать в проекте часть
музейных фондов, тематика экспозиции, к сожалению, не так важна, как сам факт
проведения выставки современного искусства в Зеленограде. Притязания Зеленограда
на роль интеллектуального и технологического центра кажутся весьма странными,
поскольку отсутствие в городе хоть каких-нибудь институций, занимающихся
современным искусством, и зачаточное состояние самого современного искусства
выглядит просто неприлично и ставит Зеленоград в один ряд с крошечными
провинциальными городками. "Фильтр немецкости", не являясь прямой рефлексией на
эту тему, тем не менее отсылает к послевоенному опыту Германии, использовавшей
современное искусство для формирования благоприятного имиджа страны, интеграции
в международный контекст и привлечения инвестиций.
|