Алексей Звероловлев
Краткая история творчества.
2003
Участие в фестивале медиа-арта
"Машиниста - 2003"
и в групповой выставке "Зе Бест" в галерее С'АРТ (кураторы Константин Батынков и
Петр Войс). Перформанс
"День рождения Джексона Поллока". Ижевский перформанс
"В плену у искусства"
закончился полным провалом. 6 апреля состоялся очередной кураторский проект
совместно с Игнатом Данильцевым "Фон" -
актуальное искусство в вагоне метро. Инсталляция
"Beggars Banquet / Банкет нищих" представленная на соискание премии
"Арт Москва", прошла отборочный тур и вошла в экспозицию "Мастерская Арт Москва" в
ЦДХ. Перформативная деятельность продолжается ижевским перформансом
"Атеистическая проповедь" и зеленоградским "Сокровища родной земли".
В Государственном Зеленоградском историко-краеведческом музее открывается
персональная выставка "Эндосперм".
2002 Обучение на курсах "Новые художественные стратегии" завершается
выставкой дипломных проектов "Группа продленного дня", где я представляю
инсталляцию "Фекальные практики". Администрация выставочного зала "Зеленоград"
вводит запрет на мою выставочную деятельность (очень странная реакция на выставку
"Фильтр немецкости"). В ответ на этот нелепый и ничем не обоснованный запрет
я провожу перформанс "Запрещенный художник", вызвавший настоящий скандал в
зеленоградской художественной среде. Совместно с Игнатом Данильцевым выступаю в
качестве куратора большой групповой выставки "Евро" ,
в Музее и Общественном Центре имени Андрея Сахарова. Провожу перформансы в
Москве, Зеленограде, Ижевске и в Атепцево. На второй зеленоградской
фотобиеннале представляю фотосерию "Свастики в Зеленограде". Год заканчивается
еще одним кураторским проектом "Новогодняя пальма"
(снова в сотрудничестве с Игнатом Данильцевым) в галерее арт-клуба МуХА.
2001 Обучение на курсах "Новые художественные стратегии" в
Институте Современного Искусства.
Работаю над проектом "Фильтр немецкости", посвященному образу
Германии в массовом сознании. Выставка "Фильтр немецкости" в Зеленоградском
Государственном Историко-Краеведческом Музее. Впервые выставил произведения в
технике ready-made. Создаю травяные объекты. Активно использую ксерокопирование
и лазерную печать. 22 ноября открывается мой сайт.
2000 Продолжаю развивать идею "Поп-ностальгии". Создаю работы посвященные
Бойсу и Хельнвайну. Выставкой "2000: Художественная одиссея" пытаюсь познакомить
зеленоградцев с поп-артом и концептуализмом. Гиперреалистическое произведение
о ужасах фашизма - "Семнадцать мгновений зимы". Начинаю работу над документальными
фотосериями.
1999 Попытки объединить поп-арт со стилистикой советских 1970-х
("Поп-ностальгия"). Первые эксперименты в области гиперреализма. Знакомство с
творчеством Хельнвайна. Выставкой "Вавилонские комнаты" подвожу итог
сюрреалистическому периоду. (Совместно с Алексеем Беловым).
1998 Приходится доделывать огромное количество сюрреалистических работ,
начатых в прошлом году. Первые концептуальные эксперименты. Первый в истории
зеленоградского искусства перформанс. Обращение к поп-арту. Компьютерная
серия "Двенадцать царей".
1997 Мой сюрреализм становится все более изощренным. Картины пекутся
как пирожки. Названия придумываются быстрее чем пишутся картины. Начинаю
экспериментировать с цветной фотографией (Серия "Светозапись"). Создаю первые
трехмерные объекты. В конце года начинаю читать журнал "Итоги", публикующий,
в том числе, и статьи по современному искусству. Приходит осознание того, что в
настоящий момент невозможно работать вне социального и культурного контекста.
Наверстывая упущенное, начинаю активно посещать выставки в Москве.
1996 Живопись становится все больших размеров. В основном, использую
картон, но появляются и работы на холстах. Наконец-то я оканчиваю институт и
собираюсь заняться выстраиванием художественной карьеры. Первые контакты с
выставочным залом "Зеленоград" и Зеленоградским Государственным
Историко-Краеведческим Музеем. Участие в групповой выставке зеленоградских
художников.
1995 Продолжаю заниматься малоформатной живописью, в том числе и на
грампластинках. Печатаю фотограммы с нарисованых на кальке негативов.
Серия из шестнадцати коллажей "Деревянное лицо Луны". Создаю коллажи в технике
многократного ксерокопирования (серия "Атомный зверинец").
1994 Работ по-прежнему немного, происходит вытеснение живописью всех
прочих техник. Начинаю писать картины на поверхности грампластинок.
1993 Период спада художественного производства. Насколько я помню,
меня начала тяготить мысль, что на самом деле я не умею рисовать и не владею
достаточно профессионально живописной техникой.
1992 Огромное количество работ, созданных в 1991 году, было достигнуто в
ущерб их качеству. Я начинаю более требовательно относиться к технической
стороне дела. Использую в работах толченный мел. Появляется образ ночной птицы.
В конце года в МИЭТе проходит моя выставка совместно с Алексеем Беловым.
1991 После первого семестра я понял, что учиться в институте не так уж
сложно, и начал все больше времени уделять творчеству. Летом, живя в сельской
местности, я рисую по пять-шесть картинок в день, осваиваю технологии
фроттажа и гуаши. В августе, отдыхая на Ахтубе, создаю серию "Rara Avis",
являющуюся прямым подражанием фроттажной серии Макса Эрнста "Естественная история".
В конце лета, познакомившись с творчеством Ман Рея, создаю серии фотограмм под
названием "Фантографии". Осенью начинаю графическую серию
"Иллюстраций к "Войне и миру", не имеющую никакой связи с текстом. В этом же
году я начал активно использовать технику коллажа.
1990 В этом году мне было не до занятий искусством. Надо было готовиться
к поступлению в институт. Сюжеты немногочисленных картин, написанных в этот
период, определяются доступными мне ко времени их создания репродукциями
Макса Эрнста. Я испытывал серьезные проблемы по созданию своего, автономного от
Макса Эрнста мира. Наибольшие мучения мне доставляло придумывание названий к
готовым произведениям.
1989 Рисовать абстрактные картины оказалось очень приятно. Мой любимый
художник в это время - Джексон Поллок. Я хотел быть радикальным художником, но
познаний в истории и теории искусства катастрофически не хватало. В то время это мало
меня заботило, я рисовал в свое удовольствие, думая: "Чем абстрактнее - тем
радикальнее". Я ничего не знал ни о поп-арте, ни о концептуализме.
Познания об искусстве я черпал не из выставок, которые в то время начали активно
проходить в Москве, а из журнала "Юный художник" начала 1980-х годов, в котором
была замечательная рубрика "В защиту искусства", расказывающая, сами понимаете,
о чем. К концу осени 1989 года абстрактная живопись мне несколько наскучила,
и я, наверное, бросил бы все эти занятия, не попадись мне на глаза несколько
репродукций Макса Эрнста. "О !" - подумал я - "вот это здорово, вот таким
искусством я бы хотел заниматься!" Так из подражателя Джексону Поллоку я стал
подражателем Максу Эрнсту. Спустя много лет я узнал, что Джексон Поллок считал
Макса Эрнста своим учителем, так что смена моего стиля произошла не совсем
случайно.
1988 Я поступил в ФМШ №1030.
Там меня начали грузить всякими теориями групп и множеств, линейными
пространствами, кольцами, полями, кватернионами,
топологией и прочей совершенно необходимой информацией. Все это было настолько
утомительно, что для разрядки я, вспомнив о своих детских увлечениях, начал
рисовать. В конце 2002 года я нашел десяток самых ранних своих произведений,
представляющих собой невротические почеркушки на клетчатой бумаге.
Тем не менее, все предпосылки для начала активных занятий творчеством сложились
именно в конце 1988 года.